Реклама Forbes Club

«Мы сразу решили, что не будем сидеть на инвестиционной игле»

Основательница и генеральный директор образовательной платформы Lectera, член Forbes Club Мила Семешкина – о создании и развитии образовательного бизнеса, подборе команды и будущем компании

— Мы на побережье Персидского залива. Почему именно здесь?

— Все просто: здесь одна из штаб-квартир моего бизнеса — группы компаний Lectera. У меня есть бизнес в Москве и Майами, а в ближайшее время появится штаб-квартира в Европе. Сейчас много вопросов нужно решать в Дубае, поэтому последние несколько месяцев я провожу большое количество времени именно здесь.

— Каково жить и работать в Дубае?

— Дубай — очень крутой, динамичный, современный город. Бывает такое ощущение, что весь мир сейчас переехал сюда. Идешь в ресторан и встречаешь своих знакомых со всего мира. Здесь быстро складываются потрясающие знакомства, бизнес-связи. Дубай правда ощущается как столица мирового нетворкинга сейчас. Поэтому с точки зрения развития бизнеса я считаю его городом номер один в мире.

— Давайте сделаем два шага назад и поговорим немного о том, с чего и откуда начинался этот путь?

— Мой путь начался из маленькой, крошечной станицы Брюховецкая Краснодарского края. Я достаточно рано поняла, чем хочу заниматься. Мне были интересны коммуникация в самых разных ее аспектах и иностранные языки. В 15 лет поступила в университет и выбрала для себя огромную программу Russian and American studies. Мне повезло — у нас тогда была сильнейшая кафедра American studies, которая давала развитие и в иностранных языках, и в культурологии, и в журналистике, и в литературоведении. Сейчас, увы, кафедра расформирована. Считаю, что индустрия образования очень пострадала от этого. Это было мощнейшее и очень концентрированное обучение. Я с благодарностью вспоминаю нашу заведующую кафедрой Луизу Петровну Башмакову. Она помогла мне получить максимум от обучения в университете, и она же настояла на том, чтобы я поехала в Америку и потом поступила в МГУ. Благодаря этому я в 19 лет, получив диплом и прожив год в Америке, переехала в Москву и поступила в МГУ им. Ломоносова.

— Что вы сделали, переехав в Москву?

— Сразу начала очень активно работать и учиться. Поступила на факультет журналистики, и моим первым местом работы стала газета «Известия». Мне было интересно попробовать себя в роли журналиста. Что ж, я попробовала. Отработала четыре месяца, сделала несколько первых полос, получила за это «прекрасный̆» гонорар в размере 7 тыс. рублей и поняла для себя несколько вещей: что на эти деньги жить нельзя, что такой уровень и ритм жизни меня вообще не устраивает, что писать я буду в свободное от работы время, а деньги зарабатывать по-другому. После этого я устроилась event-менеджером в Американскую торговую палату в России. Кстати, я очень горжусь тем, что организовала первую конференцию в России, на которую приезжал Джо Байден — на тот момент он был вице-президентом США при действующем Бараке Обаме. Я правда много и эффективно работала тогда. И в итоге меня… уволили с формулировкой̆: «Она все равно от нас уйдет, она слишком хороша для этого места работы». Помню, выплакала все глаза. Сейчас могу сказать, что это было к лучшему: в поисках нового дела я занялась пиаром, и оказалось, что у меня это отлично получается. Началась очень серьезная работа — в пиаре, маркетинге и бренд-менеджменте. Я доросла до топ-менеджерской̆ позиции в крупной российской компании. И ушла в свободное плавание, стала строить собственный бизнес.

— Как вы вышли на международный уровень?

— Я работала PR-директором в компании Profi.ru, запускала классные проекты. Я и сейчас считаю Profi.ru одним из самых инновационных, продвинутых проектов на российском рынке — его делают ребята с очень правильным мышлением. В какой-то момент я почувствовала тот самый стеклянный потолок над головой, стало скучно. И в этот момент мне позвонили из Европы и сказали: «Слушай, мы видели, какие ты проекты крутые делала. Нам тут тебя сильно рекомендовали, мы будем запускаться в том числе и на российский рынок, нам нужна твоя экспертиза». А я много работала за свою карьеру с крупными европейскими и мировыми брендами: BMW, Mercedes, Schwarzkopf, MTV и т.д. В общем, так получилось, что европейские инвесторы и владельцы нескольких десятков проектов сами меня пригласили в качестве консультанта, чтобы я помогла им выстроить обучение и маркетинг в их проектах. Мне было интересно, я согласилась и практически сразу же переехала в Европу — поближе к ним. Очень много взаимодействовала со всеми их командами по всему миру и получила потрясающий опыт работы в международном бизнесе.

— С чего начался ваш большой бизнес?

— Мой большой бизнес начался с большого разочарования. Я всегда много училась: окончила бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, писала диссертацию, научные статьи и так далее, преподавала в университете. Да, учиться я очень люблю. И занимаюсь этим всю свою жизнь. Однако в какой-то момент я осознала, что разочарована в классическом образовании. Тогда я ушла из аспирантуры, не стала защищать диссертацию, ушла с предзащиты — и считаю, что это самое правильное мое решение в жизни. Выглядело это, может, эмоциональным импульсом — моя семья переживала трагедию. Умер мой отец, у меня появились финансовые обязательства перед семьей. Мне пришлось не просто много работать, а невероятно много, чтобы помогать семье. Я разочаровалась в самом классическом обучении, увидела, что это все не работает, не монетизируется, малоприменимо к развитию карьеры и строительству собственного будущего. Классическое высшее образование — просто классный бэкграунд, хороший нетворкинг и твой широкий кругозор. Всё. И я поняла, что нужно сделать что-то такое, что людям в бизнесе поможет быстрее развиваться и больше зарабатывать.

— Сколько денег было потрачено на старте?

— Я инвестировала вообще все, что у меня было на тот момент, —около миллиона долларов своих денег. Поддержка на старте тоже была — я поделилась своей идеей с инвестором. Сегодня это мой очень близкий друг. Он знал, как я много и эффективно работаю, и когда я рассказала о своей идее, он ее высоко оценил, загорелся и даже захотел вместе со мной строить этот бизнес. А через полгода я пришла к нему и сказала, что хотела бы выкупить его долю и платформу развивать сама. Потому что я понимала, что от инвестиций, как правило, ожидается какая-то большая финансовая отдача сразу, а у нас не получалось сразу. Моя задача — не столько прибыль, сколько рост и развитие платформы. Когда я выкупала долю Lectera у инвестора, у меня уже было несколько других бизнесов. Но Lectera — мой любимый проект. Это мое второе «я» в каком-то смысле.

До запуска в нее было инвестировано больше $3 млн, сейчас уже, конечно, сильно больше. В разы. И теперь это на сто процентов мой проект с положительной̆ маржинальностью. Мы очень быстро растем и, как говорится, «гуляем на свои», чем я горжусь. Сейчас, когда мы попадаем в ведущие международные рейтинги и получаем премии, я получаю много предложений от инвесторов, но всем отвечаю отказом.

— Какую самую большую сумму предлагали?

— Одни ребята предлагали крупную сумму с шестью нулями в долларах, почти с семью. Я хотела с семью. Слава богу, что не договорились. Сейчас если я и буду рассматривать сторонние инвестиции, то минимум восемь нулей̆. Это очень много. И мало кто готов сегодня предложить такие суммы. Но через два года мы будем стоить сумму с девятью нулями. Через пять — с десятью. И если уж будем продавать долю, то дорого. Я не хочу размываться.

— Ну это же все равно были большие деньги?

— Большие, не спорю. Но недостаточные. Я не продам долю дешево. Зачем? У меня есть деньги. Я все сама профинансирую. Мы не последний̆ кусок доедаем. Я сама — венчурный инвестор. Прекрасно понимаю, по какой траектории развивается венчурный бизнес. Если уж продавать долю, то за очень большие деньги. Потому что с такой скоростью, как развиваемся мы, не развивается ни одна EdTech-платформа сегодня. А в венчурном бизнесе главное — это рост.

— На каких рынках растете быстрее всего?

— Индия, Филиппины, Африка и Латинская Америка.

— Давайте поговорим подробнее про российский рынок. Что помешало ему добиться желаемого роста?

— Проблемы у российского рынка такие же, как и у всего рынка в целом. Среди них — завышенные ожидания. Все были уверены, что пандемия обеспечит EdTech огромные инвестиции и фантастический рост. До пандемии у EdTech было 2–3% пользователей̆, сейчас их стало 4–5%, но это никак не взрывной̆ рост. Сейчас все платформы — не только российские, но и международные — бьются, по сути, за одних и тех же пользователей̆. Инвесторы, которые поверили в эти ожидания и вложили в российский EdTech десятки миллионов долларов, не получили своего ROI и, возможно, не получат. В итоге деньги заканчиваются, проекты замораживаются, команды сокращаются — все себя чувствуют не блестяще.

В Lectera с этим гораздо проще. Во-первых, мы с первых месяцев решили, что не будем сидеть на инвестиционной игле. Во-вторых — что продажами мы себе не перекроем ежемесячную потребность в деньгах, а значит, надо зарабатывать другими способами. Поэтому у меня, наверное, сейчас один из самых больших продакшенов на территории СНГ и Европы. Мы производим контент на 16 языках: текстовый контент, аудиоконтент, видео- контент. У меня большое количество заказчиков со всего мира, которые за это готовы платить немаленькие деньги, поэтому мы можем позволить себе очень интенсивно развиваться и расти. Продажа образовательного контента конкретно на Lectera.com дает нам всего около 10–15% оборота. Все остальное — другая экономическая деятельность компании. Именно это делает нас исключением на рынке EdTech, на котором сейчас не очень комфортно.

— А что вообще такое Lectera сегодня и чему вы обучаете людей?

— Lectera — это глобальная обучающая платформа, построенная по принципу быстрого обучения: Fast education — fast results. Мы обучаем конкретным навыкам, в первую очередь soft skills, а также hard skills. Полгода назад начали обучение целиком новым профессиям «под ключ». Работаем мы сейчас на пяти языках: русский, английский, испанский, немецкий, хинди. К концу года локализуем платформу еще на 11 языков. В основе платформы искусственный̆ интеллект, у нас нет менторов и все автоматизировано, поэтому наши курсы стоят достаточно недорого. Часто мы какие-то курсы отдаем вообще бесплатно, потому что можем себе это позволить.

— Откуда берется желание бесплатно раздавать курсы и заниматься активной социальной деятельностью?

— Мне в жизни много помогали, мне часто давали шансы. И я за это очень благодарна. Я вообще очень благодарный человек. Ну и, наверное, главное — фундаментальный̆ принцип моей жизни: любое соприкосновение со мной должно менять жизнь окружающих в плюс. Это может быть таксист, официант, коллега, случайный попутчик — кому-то достаточно улыбки и слов ободрения, а иногда нужно проделать реальную работу, чтобы поддержать человека. Не потому, что я жду от этого чего-то хорошего в ответ, а просто я так хочу. Наверное, я просто положительно заряженный человек, вот и все.

— Как вы формируете команду?

— Сейчас у нас команда очень круто сыгранная, очень сильная, я очень горжусь каждым человеком. Это ребята из 26 стран мира. И один из главных критериев, по которому мы собираем команду, — профессионализм, а также умение приносить результат. Я считаю: мы все живем в век тотального непрофессионализма, к сожалению. И мы этому тренду противостоим как можем.

— Готовы ли вы закрыть глаза на некоторый непрофессионализм сотрудника, если между вами возникла «химия отношений»?

— Не готова. Я очень трезво смотрю на такие вещи. Раньше было: очаровывалась людьми, давала им где-то поблажки, а потом они, хорошо прокачавшись, уходили. А я-то их растила, заботилась, когда им было тяжело, — и, конечно, каждый такой уход воспринимался болезненно. Сейчас я понимаю, что человек волен выбирать. И да, кто-то выбирает не меня и не мой проект. Наша команда настолько сильна, потому что мы уважаем друг друга, ценим и бережем, но при этом к профессионализму относимся очень трепетно.

— Сколько часов в день вы сегодня работаете?

— Четырнадцать–шестнадцать часов в день. Умножайте на семь: у меня почти нет выходных, отпуска как такового тоже нет.

— Это что-то много для девушки, нет?

— Есть такая шутка: «Если я такая красивая, то почему я работаю, как некрасивая?» (Смеется.) А если серьезно: я не знаю ни одного человека, который чего-то добился в жизни «на расслабоне». Так не бывает. Любишь кататься, люби и саночки возить. Вот я и везу. Но при этом все равно все успеваю: и работу, и хобби, и шопинг, и личную жизнь.

— Какой вы видите себя и свою компанию через 10 лет?

— В ближайшие два года Lectera станет очень крупным «единорогом» — мы прекрасно понимаем, как это сделать, и мы к этому идем. Через пять лет Lectera будет самой крупной образовательной платформой в мире по количеству пользователей, и к этому мы тоже идем с открытыми глазами и четкими планами. Через 10 лет планируем стать самой дорогой̆ EdTech-компанией в мире. Но, скорее всего, придем к этой цели лет на пять–семь раньше. Мы вообще очень шустрые ребята.

Сейчас я склоняюсь к тому, что много образования должно отдаваться бесплатно. Я искренне считаю, что все образование должно быть бесплатным. Буду дальше в этом направлении думать. И продолжу помогать женщинам строить карьеру и бизнес.

— Кого вы видите своим конкурентом?

— Это такой забавный вопрос. Могу сказать, что EdTech-платформы я своими конкурентами считаю в наименьшей степени. Мы конкурируем сейчас за время пользователя, а это, в первую очередь, YouTube и социальные сети. Видео контент, видео платформы — это наши, наверное, основные конкуренты, потому что мы делаем, по сути, Netflix в сфере обучения.

— Кто такая Мила Семешкина сегодня?

— Предприниматель. Ментор для десятков тысяч человек. Автор книг. Коллекционер: коллекционирую парфюмерию, вино и книги. Социальный активист и правозащитник. Президент организации Women Empowerment Council. Это крупная организация, в которой более 30 тыс. женщин по всему миру. Мы помогаем женщинам получать равные права и возможности в бизнесе. Я очень верю в женщин в бизнесе. Я вижу, как они бьются за свой рост, за место под солнцем. Женщины — очень сильные существа. Но эта сила мягкая. Тут главное — помочь женщинам ее в себе отыскать и развивать.

— А почему вас Smart Mila называют?

— О, это все ник из соцсетей. Ну и за границей мою фамилию вообще никто не может выговорить, потому представляюсь либо просто как Мила, либо как Мила Смарт. Это всем понятнее. Чувствую, что скоро придется менять фамилию (смеется).

— Во что вы верите?

— Я верю в силу интеллекта. Верю, что чем больше людей̆ будут образованными и научатся строить как минимум свой собственный мир, тем быстрее мы сможем построить более цивилизованный, правильный, добрый мир для всех. Верю в то, что в каждом человеке есть своя суперсила и нужно ее отыскать и развить. И мое призвание как раз в том, чтобы помочь в этом. Поэтому я пишу книги, поэтому развиваю образовательную платформу, поэтому занимаюсь просветительской̆ деятельностью, инвестирую очень много своего времени и сил в то, чтобы зажечь в людях этот свет. Считаю, что я — маяк и что моя миссия — светить и освещать людям путь. Пока получается. Но хочется светить ярче.

Интервью провел Дмитрий Озман, президент Forbes Club Russia

Фото: Влада Михайлова


Материал был опубликован в майском номере журнала Forbes Club