Реклама Forbes Club

Медицина без барьеров: как стрессы помогают развитию рынка HealthTech

Эпидемии, социальные и экономические кризисы повышают ценность медицины в глазах людей и тем самым помогают развитию рынка медицинских технологий, считает основатель венчурной экосистемы UME Tech Inc, член Forbes Club Ольга Осокина

HealthTech-проекты упрощают коммуникацию между пациентом и врачом, а также делают медицинский продукт более доступным. Это крупный рынок, объем которого в мире по данным CB Insights, в 2022 году составил $25,9 млрд. В России его объем оценивается Webiomed в $28,1 млн. 

— Какие тренды на глобальном рынке HealthTech вы считаете самыми важными?

— Биохакинг — улучшение работы организма путем глубинного исследования и выработки персональных рекомендаций врачей в разных сферах от работы мозговой деятельности до сна и питания. Внедрение искусственного интеллекта в диагностирование. Создание медицинских экосистем. Диагностирование сосудов в теле при помощи лазерных технологий, девайс-системы для анализа ментального здоровья.

Интерес к HealthTech-проектам у специалистов и у инвесторов достаточно высок. В январе я была на крупнейшей ежегодной выставке технологий CES в Лас Вегасе, и среди всех стартапов около 65% были посвящены медицине — они работают в таких областях как обработка медицинских данных, деятельность мозга, поддержка психологического состояния людей.  

— Насколько сильно локальные рынки HealthTech отличаются друг от друга? 

— Тенденции рынка HealthTech-рынка в разных странах схожи. Различия заключаются в том, как будет реализовываться продукт. Например, в США очень развито страхование, поэтому там конечный потребитель продуктов — страховые компании.  

В зарубежных рынках в большей степени чем в России выражен интерес к  превентивной медицине — когда мы не лечим заболевание, а предупреждаем его. Еще пять лет назад в России было бесполезно говорить о превентивной медицине, хотя в других странах она развивалась активно. Сейчас ситуация начала меняться, особенно в крупных городах.

На развитие локальных рынков сильно влияет уровень жизни. Например, в России телемедицинские проекты, как правило, убыточны, потому что стоимость привлеченного клиента выше, чем средний чек. Только 20-25% людей, прошедших check up, вернутся к вам и закажут другие услуги или консультацию. Тут появилась новая проблема рынка: телемедицинские проекты начали нанимать интернов, качество оказанной услуги и доверие населения резко изменились. В ответ на эту проблему отреагировал рынок – появились врачи, которые в формате телемедицины готовы стать Health Coach, внимательно назначить обследования и выдать рекомендации, но, средняя стоимость таких онлайн-консультаций — 15-20 тысяч рублей, а для большинства россиян это высокая цена. Однако есть ограничения на законодательном уровне — нельзя онлайн поставить диагноз, поэтому консультация носит рекомендательный характер, что снимает ответственность с врачей.

— Как изменился рынок HealthTech в России в течение последнего года?

— В России начали расти проекты по ментальному здоровью: агрегаторы психологии, медитации и чат-боты по рекомендациям в нейрофизиологии. При этом я бы не сказала, что это — эффект от пандемии или событий 2022 года. Просто эти проекты стартовали в России с лагом примерно пять лет — в других странах подобные идеи начали развиваться раньше. Теперь в этой области Россия действует почти синхронно с остальным миром.

— Как экономические санкции сказались на развитии российских технологических проектов в области медицины?

— Один из главных сегодняшних трендов — внедрение искусственного интеллекта. Алгоритмы обучаются на базах данных с информацией о реальных пациентах. Такие данные были доступны всем разработчикам —  данные из разных стран стекались в единые мировые базы. Но в феврале 2022 года для российских разработчиков эти базы стали недоступны и развитие многих проектов остановилось. Сейчас некоторые российские разработчики научились обходить эту проблему разными способами, но для других она все еще остается актуальной.

Проблемы испытала на себе фармацевтика, потому что для производства лекарств нужны сырье и оборудование. Сырье для лекарств мы, в том числе, импортировали. Оборудование имеет свой срок эксплуатации и устаревает. Это проблемы, но одновременно это пространство для роста российского бизнеса, замещающего импорт. Иногда решения находятся в альтернативной форме. Например, в России нет собственных машин для производства шипучих форм таблеток — это были немецкие, китайские и итальянские станки, но это не значит, что эти препараты нельзя выпускать вообще, их можно производить в порошковой форме. Такие альтернативные решения вполне возможны, если на них есть высокий спрос.

— Какие проблемы решить не удалось?

— Многие реагенты, которые нужны для лабораторных исследований, мы импортировали. Проведение некоторых анализов в России находится под вопросом.

Пострадал и рынок приложений из-за платежных систем и вывода на российское юрлицо средств из кабинетов разработчика. Если приложение нельзя разместить на AppStore или GooglePlay, это станет проблемой для проектов, которые находятся в разработке и имеют планы выйти на международные рынки.

Есть проблемы в области привлечения инвестиций. Выручка с российского рынка сегодня — это красный флаг инвесторов.

— Какая из этих проблем самая острая?

— Проблема реагентов, которые больше не поставляются в Россию. Из-за этого на отечественном рынке просто нет определенных составов — например, в них используются ферменты, которые в стране просто невозможно получить в силу природных условий. Это проблема будет продолжать обостряться. Три месяца назад бизнес попал в настоящий Бермудский треугольник. Сейчас компании ищут логистические подходы к решению этой проблемы. Однако все прогнозы могут разрушиться, потому что новый логистический план может сработать не так, как этого ожидает российский бизнес, пример — недавние ограничения Турции по поставкам в Россию.

— Как в вашей отрасли складываются отношения между компаниями в условиях турбулентности? Стали ли компании активнее поддерживать друг друга в условиях шторма?

— В 2022 году сообщество разделилось на две группы. В первую группу вошли те, кто искал единомышленников, чтобы объединяться и решать проблемы вместе. Во вторую — те, кто воспринимал кризис как новые возможности и решил пройти весь путь в одиночку, чтобы не помогать конкурентам. Новые условия похожи на игру, где каждый из нас должен понять, что делать, и каким должен быть первый ход.

Роль сообществ в секторе HealthTech в мире, безусловно, выросла, но нельзя сказать, что на это повлияла пандемия или иные ситуации, происходящие в мире. Просто рынок развился, стал более зрелым, и предприниматели стали объединяться в силу логики развития рынка.

— С 2019 года планета живет в условиях стресса: пандемия, социальные кризисы…. Как эти обстоятельства влияют на ваш рынок?

— Эпидемии, социальные и экономические кризисы повышают ценность медицины в глазах людей, поэтому медицинские технологические проекты вызывают большой интерес со стороны общества. В свою очередь проекты HealthTech очень внимательно относятся к такому явлению как социальная миссия. Я имею в виду, что компании должны осознавать, какую именно пользу они хотят принести людям и сверять каждый шаг с реальными потребностями людей.

Социальная миссия может стать хорошим инструментом для проверок бизнес-гипотез. Я консультирую проекты в 34 нишах в 56 странах, и в последнее время много гипотез, проверенных на практике в рамках социальной миссии, находили свою реализацию в бизнес-пространстве. Гипотезы, прошедшие проверку, могут лечь в основу успешного бизнеса. 

— Как организован этот процесс?

— Первый этап состоит в том, что мы на основе реального научного исследования формулируем потребность целевой аудитории, а значит, идею проекта. На втором этапе мы подключаем инструменты оптимизации бизнеса и маркетинг. На третьем — проверяем, нашла ли аудитория с помощью нашего проекта ответ на свой вопрос. Это ключевой вопрос для развития проекта — если люди видят эффективность и нужность социальной миссии, идея ложится в основу прибыльной бизнес-модели.

— Какие прорывные технологии HealthTech могут ждать нас в перспективе трех-пяти лет?

— Сегодня любой прогноз звучит как предсказания осьминога, выбирающего счет, с которым должен завершиться футбольный матч. Это как соревнование, в котором побеждает тот, кто просто угадал исход. Однако можно видеть базовые тренды, которые развиваются уже сейчас.

Во первых, во всем мире растет значение сообществ врачей. Роль профессиональных коммуникаций в этой сфере возрастает.

Во-вторых, быстро развивается превентивная медицина и ее усиливается ее взаимодействие с диагностикой.

В-третьих, формируются медицинские экосистемы. Сейчас подобный подход — создание экосистем — практикуется во многих сферах, в том числе и в HealthTech. Этот процесс похож на формирование онлайн-кинотеатров, с той лишь разницей, что в онлайн-кинотеатр мы приходим развлекаться, а на медицинский портал заходим для того, чтобы поддерживать свое здоровье.

В отдаленном будущем нас ждут еще более интересные открытия, например, прорывы в понимании того, как устроены молекулы. Возможно, мы увидим как алгоритмы искусственного интеллекта не просто научатся делать операции на живых организмах, а начнут спасать людей с серьезными заболеваниями.  

Новые технологии, которые стали доступны людям, например, Chat GPT или Midjourney точно дадут начало новому этапу эволюции в проектах. Как минимум, потому что теперь стало возможным прочитать научные труды разных ученых в медицине и обработать основные выводы. Раньше на это требовалось бы 10 лет. Midjourney для HealthTech — это не креативный визуал, созданный нейросетью. Это возможность соединить несовместимое — найти нестандартный путь решения. 80% работников США передадут минимум 10% своих задач Generative AI. А это значит, что на рынке HealthTech произойдут значимые изменения — передовой медицинский опыт будет передаваться еще быстрее.