Цифровая подпись: семь правил безопасности
Основатель группы компаний (ГК) ФинЦентр Сергей Долганов делится с читателями Forbes Club опытом по использованию электронной цифровой подписи (ЭЦП) в работе с клиентами и госструктурами.
Сергей Долганов, Основатель и Председатель правления группы компаний «ФинЦентр»
Для начала выясним, что такое цифровая подпись и зачем она нужна? Не будет преувеличением сказать, что при сегодняшнем уровне развития коммуникаций этот инструмент необходим всем, кто ведет свои дела онлайн. ЭЦП – это комбинация знаков или паролей, которая служит эквивалентом обычной подписи на бумаге. Существуют три вида цифровых подписей, которые отличаются степенью сложности и сферой своего применения. Вот эти виды:
— Простая электронная подпись (ПЭП). Это подпись для повседневной онлайн-деятельности, например – для переписки, указания авторства важных документов. Нужно помнить, что она не имеет юридической силы.
— Неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Именно она чаще всего используется в электронном документообороте внутри разных организаций или в их отношениях с контрагентами, если это прописано в договоре.
— Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она применяется практически везде, так как лучше всего подходит для коммерческих сделок и обращений к порталам различных госструктур.
Выбор подписи зависит от задач, которые стоят перед вами и вашим бизнесом. Преимущества очевидны: электронная подпись удостоверяет документ, который можно послать по электронной почте в любую точку планеты, при этом ЭЦП нельзя скопировать – установленная на ней защита полностью исключает такую возможность. В Европе использование ЭЦП – широко распространенная практика. Её применяют во всех странах Евросоюза. Например, во Франции закон, легализовавший цифровую подпись и приравнявший её к бумажной, был принят ещё в 2000 году. При этом электронный документооборот строго регламентирован: выдача сертификатов и ключей производят специальные госструктуры. В Германии, где цифровые подписи давно в ходу, регистрацией занимается Федеральная нотариальная палата.
В России ЭЦП выдают в удостоверяющих центрах (УЦ), аккредитованных Минкомсвязи. В каждом регионе есть организации, где можно купить цифровую подпись. По сравнению с Европой, в России их используют ещё недостаточно широко. Но в течение последнего года ситуация резко изменилась, наметилась положительная динамика. Эксперты ГК ФинЦентр во главе с Сергеем Долгановым связывают это с карантином из-за пандемии коронавируса, в условиях которого значительно повысились количество и качество транзакций в режиме онлайн. Достаточно сказать, что 35% всех пакетов документов, поданных в Росреестр, поступили туда в электронном виде (данные на конец марта 2021 года). Использование ЭЦП – обязательное условие для подачи таких заявлений.
Таким образом, и в нашей стране электронная подпись из диковинки становится самым обычным делом. ГК ФинЦентр с самого начала строила свою деятельность на основе новых технологий, поэтому оказалась готова к цифровой трансформации. Всеобщий уход в онлайн в год пандемии на стал неожиданностью и для многих других компаний, не только для гигантов российского бизнеса. При этом процесс цифровизации происходит неравномерно. В частности, основным препятствием на пути широкого использования ЭЦП являются недостаточная активность населения и неосведомленность о преимуществах этой технологии. Кроме того, эффективному использованию ЭЦП препятствует несовершенство законодательства. В частности, пока ещё не урегулирован порядок хранения документов, подписанных электронной подписью, в отличие от их бумажных аналогов.
Скепсис обычных пользователей относительно цифровой подписи можно объяснить страхом перед мошенниками, которые в последнее время активизировались. Но в действительности подделать цифровую подпись гораздо сложнее, чем собственноручную, подлинность которой можно установить только в результате специальной почерковедческой экспертизы. Несмотря на развитие информационных технологий, в судебной практике не известно ни одного случая подделки ЭЦП. Это в значительной степени оберегает участников электронного документооборота от различных злоупотреблений недобросовестных контрагентов. На практике подделать цифровую подпись невозможно в силу применения при её создании мощных криптографических технологий. Причина же известных мошенничеств – в неаккуратности и невнимательности самих пользователей, что приводит к утечке конфиденциальной информации.
Для того, чтобы утечки не случилось, пользователю достаточно соблюдать несколько простых правил цифровой гигиены. Сергей Долганов называет «семь заповедей» владельца ЭЦП:
- Нельзя передавать свою подпись третьим лицам, даже если это ваш заместитель или главный бухгалтер. Потом вы не сможете доказать, что вашу ЭЦП оставил посторонний человек, а не вы сами. Исключение – передача подписи по доверенности или внутреннему приказу предприятия, где четко указана возможность оформления этим лицом только определенных документов.
- При увольнении сотрудника, на которого была оформлена цифровая подпись, необходимо сразу отозвать его сертификат. Иначе он может выполнить несанкционированные действия, которые парализуют работу предприятия. Для этого в отделе кадров всегда должен быть реестр работников, на которых оформлена ЭЦП.
- Компьютер, где используется подпись, должен быть защищен паролем (на последнем обязательно надо сменить стандартный пароль на пользовательский, что повысит безопасность и предотвратит возможность использования при потере USB-флешки).
- На рабочем месте, где используют цифровую подпись, должна быть всегда свежая версия антивируса. На ПК всегда должна соблюдаться простейшая цифровая гигиена: запрет на открытие непонятных файлов, которые могут содержать шпионские программы для копирования данных, включая сертификаты цифровых подписей, кражу их пароля. Также при отходе от рабочего компьютера он должен быть заблокирован.
- Нельзя отправлять реквизиты вашего паспорта или его сканированную версию ненадежным компаниям, оставлять их на непонятных сайтах. Если вы потеряли бумажный документ, обязательно обратитесь в полицию с заявлением об утере.
- Хранить пароль от токена и сам физический носитель необходимо в разных местах, чтобы при краже или утере мошенники получили только один элемент паззла для несанкционированного использования ЭЦП.
- Важный элемент обеспечения безопасности ЭЦП – её оформление в надежном удостоверяющем центре. Последний, напомним, должен иметь аккредитацию Минкомсвязи РФ и обеспечивать сохранность персональных данных заявителей. ГК ФинЦентр работает с УЦ «Программный Центр», через их представителя ООО «Гарант Реал Сервис».
Таким образом, ЭЦП – это краеугольный камень развитого электронного документооборота. Это залог интенсивного экономического развития, успешных корпоративных отношений. ЭЦП обладает всеми необходимыми преимуществами по сравнению с собственноручной подписью. Сергей Долганов и команда ГК ФинЦентр уверены в том, что в скором времени будет невозможно представить современные экономические отношения без использования цифровой подписи.