Реклама Forbes Club

«Братский совет»: как алгоритмы будут помогать людям находить работу

«Большой брат» в состоянии давать пользователям дельные советы. Обработав массивы данных, нейросети могут рекомендовать соискателям перестать тратить силы на поиск работы по специальности, пройти профессиональную переподготовку и попробовать свои силы в новом сегменте, считает основатель компании Skillaz, член Forbes Club Андрей Крылов

— Как выглядит панорама HRTech: из каких трендов она складывается? Какие решения разработчики предлагают сегодня HR-рынку?

— Я вижу три главных тренда: решение текущих проблем бизнеса, обслуживание свободного рынка труда и интеграция новых технологий в HR-сервисы. 

В рамках первого тренда разработчики предлагают множество решений по управлению командами, подбору, обучению и оценке персонала. В результате в HRM-системах появляются новые модули, которые позволяют решать эти задачи быстрее, точнее, эффективнее… Эти разработки предпринимаются в ответ на практические запросы бизнеса: российские компании, столкнувшись с макроэкономическими вызовами, хотят решать проблемы в сфере HR-менеджмента с помощью простых, надежных и эффективных инструментов.

— А под свободным рынком труда вы понимаете рынок фриланса?

— Да, второй тренд связан «гиганомикой» (Термин gig пришел из музыки, из практики джаза 1920-х годов. Так музыканты называли разовое оплачиваемое выступление в рамках концерта. Затем термин стал означать любую однократную работу. — Forbes Club). Современные люди высоко ценят свободу, поэтому им нужны инструменты, которые позволяют найти работу в конкретном районе, например, недалеко от дома. Или в конкретный день недели. В ответ на этот запрос разработчики создают сервисы, позволяющие стыковать спрос и предложение в самых разных сегментах, будь то репетиторство, ремонт, помощь в ведении бизнеса или консалтинг… В любом случае речь идет о частичной занятости, а не о работе в штате.

— Третий тренд вы связали с новыми технологиями. О каких именно технологиях идет речь? 

— Я имею в виду прежде всего сервисы на основе искусственного интеллекта и обработки больших данных. Например, HR-сообщество в 2023 году активно обсуждало возможности Chat GPT для создания резюме и вакансий, для анализа должностных инструкций и так далее. Использование лингвистических движков в HR-менеджменте только начинается.

— Разработки, которые вы назвали, представляют собой разрозненные направления или они связаны между собой? Эти сервисы будут интегрированы в пакеты, в экосистемы?

— Здесь возможны различные сценарии. Те инструменты, которые нужны компаниям, уже интегрированы или будут интегрированы в корпоративные HRM-системы. Те, сервисы, которые адресованы участникам «гиганомики», интегрируются в маркетплейсы. Но рано или поздно начнется интеграция сервисов в своего рода метавселенные, которые представляют собой следующий этап в истории интернета. Помните, был Web 2.0, затем Web 3.0, теперь настала очередь метавселенных. 

— О каких метавселенных вы говорите? В понимании пользователей метавселенные скорее связаны с развлечением, общением, чем с работой… 

— На стороне пользователя контакт с сервисами останется простым и интуитивно понятным. Медиапотребление продолжит оставаться увлекательным, игровым, интересным. Но при этом процессы будут поддерживаться сложной математикой, в результате чего образовательный и карьерный трек человека будет постоянно пополняться и отслеживаться. Например, человек прошел короткий тренинг, либо посмотрел обучающие ролики, либо купил и прочитал книги по профессиональной тематике — все эти, казалось бы, не слишком значимые факты имеют значение для его профайла и могут быть учтены в момент, когда он подает резюме. Кстати, и сам диалог кандидата и будущего работодателя в метавселенной может проходить в автоматизированном виде, в игровой форме, с использованием алгоритмов. Таким образом, рынок потребления цифрового контента будет не изолирован от рынка труда: в пределах метавселенной эти две стороны жизни человека будут взаимодействовать друг с другом.

— Как может выглядеть такая метавселенная на стороне пользователя?

— Как Super Application. Это экосистема, которая фиксирует ваши действия на образовательном и карьерном треке, начиная со школы или даже с дошкольного возраста. Человек в 18 лет стоит перед выбором профессии. У него есть определенные знания, есть навыки, которые имеют значение для будущей работы. Экосистема наблюдает его действия подобно тому как «Яндекс» наблюдает активность авторизованных пользователей и помогает сделать выбор профессии. Идея Super Application для меня — это объединение всех активностей, или как сейчас принято говорить, «историй» пользователя, имеющих отношение к развитию человека как социальной единицы. Я имею в виду самые разные виды деятельности, включая непрерывное обучение человека, его участие в конкурсах, вовлеченность в решения кейсов… Метавселенная как «Большой брат» будет наблюдать эти движения и помогать человеку принимать правильные решения на рынке труда.

— Например? 

— Например, поменять карьерный трек в соответствии с возрастом. На западных авиалиниях можно встретить стюардессу в возрасте 60 лет, в России это невозможно. Возрастные ограничения проявляют себя и в других сферах, например, в менеджменте, в клиентских отношениях, в продажах… Человеку в возрасте 40+ труднее найти работу продавцом, потому что на это место охотнее возьмут 30-летнего. Вместо того, чтобы бесконечно сражаться с рекрутерами и претендовать на недоступные позиции, можно окончить курсы по профессиональной переподготовке и стать верстальщиком электронного контента или дизайнером. Такой совет может получить соискатель от алгоритмов, которые «знают» ситуацию на рынке труда в регионе, где живет соискатель; «понимают» шансы соискателя занять ту или иную вакансию и оценивают шансы как невысокие.

— Может ли человек сам прийти к такому выводу, без помощи «Большого брата»?

— Конечно. Например, соискатель отправил 30 резюме, получил два приглашения на собеседования, оба не прошел. В результате задумался о смене карьерного трека. Super Application в состоянии помочь ему прийти к такому же результату быстрее и с меньшими потерями энергии.

— Super Application — это в вашем понимании самостоятельное приложение на экране смартфона? Или «вход» в приложение может выглядеть как сервис на основе чат-бота в Телеграме?

— Возможны оба варианта. Надо понимать, что человечество очень быстро развивается. Первобытный человек, как считают антропологи, за всю жизнь мог коммуницировать с ограниченным числом соплеменников, а у нас в мессенджерах сотни и тысячи контактов. Возможно, что при переходе от привычных нам мессенджеров к следующим моделям коммуникации число контактов вырастет еще на порядок. Эта смена модели коммуникации несомненно повлияет на рынок труда и на карьерные треки, тему которых мы обсуждаем.

— Какие сервисы находятся в разработке в вашей компании?

— Прежде всего мы работаем над расширением сервисов для корпоративного сектора. В разработке находятся решения, которые позволяют очень быстро проанализировать профессиональные возможности кандидата, оценить его знания и навыки.

Что касается Super Application — мы создаем решения для развития внутренней среды компании, ее HR-экосистемы. Когда человек приходит в компанию, он должен получить простые и понятные решения для взаимодействия с коллегами, доступ в корпоративную библиотеку знаний, доступ к тем HR-сервисам, которые есть в компании. Над этим мы тоже работаем.

— Может ли корпоративная HR-система быть разомкнутой? Может ли она иметь шлюз в пространство «гиганомики», чтобы часть информационных ресурсов компании была доступна фрилансерам?

— Такое решение сегодня на российском рынке предлагать рановато, но я не исключаю, что оно будет востребовано в перспективе.

— Что показывает аналитика: с чем российский рынок труда заканчивает 2023 год: какие тенденции обращают на себя внимание?

— По данным hh.ru, по сравнению с 2022 годом первая четверка самых востребованных профессий, на которые сохраняется массовый спрос со стороны работодателей, не претерпела изменений. Так, на первом месте по востребованности у работодателей по итогам 2023 года снова оказались менеджеры по продажам — компании открыли более 750 тысяч таких вакансий, это 7,5% от всех предложений о работе в стране. По сравнению с 2022 годом спрос на них увеличился на 51%, а средняя предлагаемая зарплата выросла на 8,8 тыс. руб. (до 71,8 тыс. руб.).

На втором месте — продавцы в розничных точках и кассиры, количество таких вакансий превысило 675 тысяч штук и достигло 6,7% от всех предложений о работе. Потребность компаний в продавцах выросла на 42% за год, а предлагаемые зарплаты — на 4,6 тыс. руб. и составили 40,7 тыс. руб.

Третье место заняли водители, на которых в 2023 году приходится 4,3% российских вакансий (это почти 430 тысяч штук). За год спрос на водителей вырос в полтора раза (на 51%), а предлагаемые зарплаты выросли на 19 тыс. руб. (до 88,8 тыс. руб.).

Кроме того, в топ-15 по востребованности у работодателей вошли такие специализации, как бухгалтер (2,7% от всех вакансий в стране), повар (2,2%), оператор call-центра (2,1%), упаковщик-комплектовщик (2,0%), врач (1,9%), кладовщик (1,8%), инженер-конструктор (1,7%), администратор (1,7%), программист (1,6%), разнорабочий (1,6%), слесарь-сантехник (1,5%), а также курьер (1,4%).