Без инструкций
В 2022 году на рынке качественно изменились требования к менеджерам. Сотрудники, которые привыкли работать по регламенту, перестают интересовать работодателей. Компаниям нужны капитаны, способные быстро принимать решения в условиях неопределенности и готовые нести ответственность за свои действия
В подготовке публикации принимали участие члены Forbes Club Сергей Баранов, Сергей Борисов, Артем Петухов
С точки зрения объема импорта товаров в Россию начало 2022 года не выглядело перспективным: в апреле опрошенные Forbes эксперты сообщили о падении рынка на 50%. Официального подтверждения этому нет до сих пор. Федеральная таможенная служба РФ в последний раз публиковала данные за январь в марте 2022-го, а в апреле и вовсе закрыла статистику по экспорту и импорту, назвав в качестве официальной причины «избежание некорректных оценок, спекуляций и разночтений».
В июне государство поддержало предпринимателей, приняв так называемый закон о параллельном импорте. Теперь компаниям разрешено закупать иностранную продукцию у третьих лиц без разрешения производителя или правообладателя: всего в список было включено несколько десятков позиций — от игровых приставок до продуктов химической промышленности. Ранее в России подобная практика была под запретом как противоречащая Гражданскому кодексу и Договору о Евразийском экономическом союзе. Теперь остро встал вопрос восстановления объемов импорта и создания новых логистических цепочек.
Три перемены
Директор по развитию компании «Альянс-Энергия» Артем Петухов называет главные направления изменений на рынке логистики: «Во-первых, изменился круг партнеров: на место зарубежных мультинациональных компаний приходят российские поставщики. Во-вторых, изменились маршруты — Европа уступает место Азии. В-третьих, меняются правила игры на рынке перевозок. Например, раньше ставки морских перевозок фиксировались на несколько месяцев вперед, теперь они могут меняться еженедельно».
Каждая из трех тенденций имеет важное значение для рынка. Например, замена зарубежных поставщиков российскими означает, что прежние, отработанные годами процедуры взаимодействия больше не работают. Крупные международные компании привержены стабильным схемам поставок, которые не меняются из года в год. После их ухода работу с поставщиками надо выстраивать заново.
При изменении сети маршрутов и сотрудничестве с новыми компаниями-партнерами, в том числе небольшими, от сотрудников требуется стремление вникать во множество деталей, пытливое внимание и умение работать с большими данными.
Изменение схемы ценообразования в международных перевозках также требует навыков работы с большими данными, которые постоянно обновляются. Сегодня недостаточно знать, как устроены процессы международных перевозок и таможенной очистки. Важно быть готовыми к тому, что завтра ситуация изменится и это повлияет на финансовые условия транспортировки. Нужно уметь решать вопросы в моменте: объем информации на единицу времени существенно растет.
«Мы смело экспериментируем в новых условиях и не боимся сделать ошибку, — говорит Сергей Баранов, Директор группы компаний «Альянс-Энергия». — Меня вдохновляют слова экономиста Нассима Талеба: «Если очередная проба дает вам сведения о том, что именно не работает, вы яснее видите правильное решение, а значит, каждая следующая попытка становится еще более ценной, и в вашем восприятии ошибки становятся необходимыми издержками. На пути к результату вы, конечно, совершаете массу открытий»».
Рынку нужны самостоятельные
В этих условиях резко меняются требования к специалистам в области логистики. Коммерческий директор «Альянс-Энергия» Сергей Борисов подчеркивает, что прежде всего ценится самостоятельность сотрудников: «Действовать по старым инструкциям сегодня невозможно. Создавать новые каждую неделю — тоже. Менеджер должен действовать автономно и обладать предпринимательским мышлением: видеть открывающиеся возможности, быстро реагировать на изменения рынка и перестраиваться, брать ответственность на себя. Одними из главных требований к специалистам в этой отрасли становятся стрессоустойчивость и открытость к переменам, готовность к тому, что ситуация будет меняться ежедневно, каждый день будут возникать новые задачи».
В 2022 году в секторе логистики число предложений на рынке труда выросло, в том числе и потому, что работу потеряли специалисты, обслуживающие поставки покинувших страну крупных международных корпораций. Однако не все эти специалисты востребованы в изменившихся условиях.
«Логистика не стала рынком работодателя, поскольку многие специалисты из западных компаний нашли новую работу или ушли в отпуск после получения солидных компенсационных выплат за досрочный разрыв трудового договора. Сейчас спрос и предложение на рынке сбалансированы: нет ни ажиотажного спроса, ни переизбытка предложений», — считает Сергей Борисов.
«Количество людей на рынке труда в целом увеличилось, но специалистов, способных работать в новых условиях, все еще недостаточно. Это касается и руководителей, и менеджеров среднего звена. Среди сотрудников, резюме которых есть на открытом рынке, многие привыкли следовать четкому регламенту, а сегодня инструкции пришли в негодность», — приводит свою оценку Артем Петухов.
Сергей Борисов подчеркивает, что самостоятельность и готовность отвечать за свои решения требуются прежде всего от руководителей: «На уровне топ-менеджеров эти качества стали самыми важными. На практике у руководителей постоянно возникают ситуации, когда надо принимать решение, но при этом невозможно опереться на инструкцию или прецедент. Мы работаем в условиях неопределенности, надо уметь рисковать и брать ответственность на себя».
Где найти предпринимателей
Для поиска сотрудников «АльянсЭнергия» использует все традиционные каналы, включая публикацию вакансий и поиск кандидатов через кадровые агентства. Однако особую роль приобретает профессиональный нетворкинг.
«Мы знаем ситуацию в отрасли и можем оценить возможности специалистов, работающих в других компаниях, — говорит Сергей Борисов. — Если мы не знаем человека лично, мы можем навести справки о нем «через одно рукопожатие» и составить представление о том, на что он способен».
Артем Петухов, в свою очередь, подчеркивает, что на собеседовании с кандидатами акцент делается на оценке креативности, стрессоустойчивости, умения работать в условиях неопределенности: «Мы честно предупреждаем кандидата, что ждем от него не умения работать по инструкциям, а способности действовать в условиях, когда данных не хватает, прогноз неясен, ситуация динамична. Поэтому особый интерес для нас представляют кандидаты, в портфеле которых есть интересные, сложные кейсы».
Корпоративный HR-бренд «АльянсЭнергия» придерживается следующих принципов:
- Сотрудники регулярно проходят внешнее и внутрикорпоративное обучение.
- У них есть возможность развивать свою карьеру и вести проекты самостоятельно.
- Прозрачная система мотивации. Доходы сотрудников поддерживаются на уровне выше средних показателей по рынку.
- Отсутствие бюрократической волокиты: нововведения и изменения, которые позволяют повысить эффективность работы, оперативно внедряются на всех уровнях. Сотрудники активно участвуют в развитии компании.
- Использование цифровых инструментов и автоматизации.
- Применение разных форматов работы сотрудников.
«В нашей компании учатся все, начиная от собственника и топ-менеджмента до линейных сотрудников, — говорит Сергей Борисов. — В зависимости от образовательных запросов сотрудников мы направляем их в бизнес-школы, такие как «Сколково», на программы Российской академии народного хозяйства и государственной службы, на курсы для решения конкретных бизнес-задач. Мы приветствуем нетворкинг с отраслевыми партнерами и ведущими игроками, обмен опытом в бизнес-клубах, таких как Forbes Club, «Эквиум», «Атланты». Несколько раз в год мы приглашаем ведущих бизнес-тренеров и организуем занятия. Мы поддерживаем систему корпоративного обучения, которая включает наставничество и онлайн-университет. Без обучения и развития сложно выдерживать темп современной жизни и приспосабливаться к изменениям. Поэтому сотрудники учатся всегда, и компания им в этом активно помогает».
Группа компаний «Альянс-Энергия» занимается оптовыми поставками химической продукции и пищевых добавок по России и странам СНГ. Компания работает на рынке с 2002 года. Входит в список независимого агентства мониторинга химической промышленности ICIS «Топ-100 химических дистрибьюторов». Располагает собственным автотранспортом, оборудованным для перевозки опасных грузов. Имеет сеть региональных представительств в Москве, городах Южного федерального округа, регионах Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.