Спасательный клуб
Предприниматели старшего поколения создавали ассоциации. Молодежь предпочитает клубы
Владельцы бизнесов, как правило, неохотно объединяются друг с другом. Я вижу три причины, которые объясняют этот феномен.
Во-первых, любой бизнес находится в конкурентной среде, а бизнесмен — в конкурирующем окружении. Большинство окружающих предпринимателя «коллег» — это люди, которые имеют свои коммерческие интересы. Взаимодействие с ними создает дополнительный риск для бизнеса. Это довольно веская причина, чтобы уклоняться от объединения в группу.
Во-вторых, у действующих предпринимателей часто нет времени участвовать в разговорах. У них и так высокая загрузка: решение конкретных задач бизнеса, взаимодействие с менеджментом… Операционные цели для них в приоритете, а обсуждение проблем отрасли — нет. Я много раз убеждался в этом.
Третья причина: многие предприниматели являются интровертами. Они вынашивают внутри идеи и смыслы и не склонны делиться ими с посторонними. Это в принципе люди закрытые. Объединение же предполагает определенную степень открытости. Предприниматели — люди с психологией чемпиона, с высокой самооценкой, которые стремятся сохранить свою позицию лидера в неприкосновенности, не желают ни с кем себя сравнивать. Такие люди добиваются успеха на развивающихся рынках, в том числе на нашем.
Когда одному не справиться
И тем не менее предприниматели объединяются. Они поступают так, когда преследуют практические цели, когда осознают ощутимую выгоду. Именно для решения конкретных задач предприниматели России создали отраслевые некоммерческие ассоциации.
Например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) создана для того, чтобы помочь бизнесу выстроить алгоритмы таможенного оформления товаров.
Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» (АРПП) организована, чтобы разработать законодательство, которое создаст благоприятные условия для развития российских компаний.
Я участвовал в создании Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), которая объединила крупнейших игроков IT-индустрии, и Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ), которая помогла наладить диалог между ретейлерами-арендаторами и владельцами торговых площадей.
Мотивы взяться за руки
Ради каких выгод предприниматели объединяются в ассоциации?
Во-первых, есть задачи, которые в одиночку решить невозможно. Требуется объединение материальных и организационных ресурсов, создание единой инфраструктуры. Нужна команда, которая займется решением проблемы не отдельно взятой компании, а отрасли в целом. Эти задачи нельзя выполнить без определенного свода правил, кодекса, коллективных договоренностей.
Во-вторых, есть такие задачи, где требуется своего рода «обезличивание». Если решением займется одна компания, она подвергается избыточному риску: например, в случае если речь идет об изменении промышленной политики в отрасли. А если диалог происходит между государством и отраслевым объединением, риски каждой конкретной компании значительно снижаются либо сводятся к нулю.
В-третьих, отраслевые объединения способствуют формированию совокупного знания: происходит обмен практиками, повышается общий уровень информированности и внутренней экспертизы. Под эгидой объединений проводят тематические конференции, на которых выступают эксперты, обсуждаются важные темы, происходит обмен знаниями. Это очень значимая выгода для участников объединений.
В-четвертых, объединение позволяет повысить ценность отрасли, правильно ее структурировать и позиционировать. Хороший пример — Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). С ее появлением стало понятно, что происходит с онлайн-ретейлом, прояснились физические и сущностные параметры. Вместо расплывчатых мифов и фантазий появилась объемная, релевантная и понятная статистика.
Очень ценные кейсы
Примеров успешно решенных с помощью отраслевых ассоциаций задач очень много. Например, АПКИТ помогла предпринимателям выстроить диалог с правительством: в 2002 году приняла участие в работе экспертного совета целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», а в 2013 году — в разработке документа «Стратегия развития отрасли информационных технологий на период до 2025 года». Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) лоббировала идею государственной поддержки индустрии и добилась большого количества преференций для предприятий. Диалог РАТЭК с Таможенным комитетом и другими государственными органами обеспечил переход к цивилизованному рынку торговли компьютерами, бытовой техникой и электроникой.
Такие кейсы очень важны. Они показывают, как предпринимательское сообщество может отстаивать свои интересы в диалоге с государственными органами. Чем эффективнее идет этот диалог, тем более цивилизованно ведется бизнес, тем выше качество законодательства. Отраслевые ассоциации помогают наладить такое взаимодействие.
Новая кровь
Несколько лет назад в России начался очень важный процесс — смена поколений в бизнесе. Предприниматели, которые начали свое дело в реальном секторе в 1990-е, на протяжении многих лет не подпускали к нему молодых. В этих отраслях давно не было притока свежей крови.
Однако представители молодого поколения сумели проявить себя в новых сферах — в интернете, онлайн-сервисах, логистике, образовании… В этих отраслях работают 30- и 40-летние предприниматели. По моему мнению, это «золотой возраст» бизнесмена.
Если предприниматели старой гвардии имели за плечами огромный опыт становления и развития бизнеса, преодоления кризисов, то молодым подобного опыта и знаний отчаянно не хватало. Им не с кем было обсуждать насущные проблемы. В ответ на эту потребность появились и растут как грибы после дождя бизнес-клубы, которые объединили сначала десятки, а потом и тысячи предпринимателей. Возможно, нынешние 30-летние предприниматели более контактны, чем представители предыдущего поколения.
Клубная жизнь
С 2020 года меня начали приглашать спикером в такие бизнес-клубы, я видел их уже с полдюжины. Они не похожи на ассоциации и не имеют отраслевой специализации. Это места, где молодые предприниматели могут встретиться, обсудить проблемы, обменяться информацией. В отличие от ассоциаций, это не объединения для достижения каких-то определенных целей.
В условиях волатильности клубный формат является, на мой взгляд, очень эффективным. Сейчас никто не знает, как будут развиваться события в экономике, — соответственно, никто не знает, как планировать будущее. Готовых ответов на эти вопросы нет, потому что никто из нас не бывал в подобной ситуации. Поэтому так важно иметь угол обзора 360 градусов — наблюдать, что делают другие, советоваться, спрашивать, общаться…
Предпринимателям не стоит рассчитывать на внешнюю помощь: никто не позаботится об их компаниях лучше, чем они сами.
Материал был опубликован в сентябрьском номере журнала F Club в 2022 году