Реклама Forbes Club

Forbes составил лонг-лист рейтинга «30 до 30»-2022

27 апреля года в московском ресторане The Toy состоялась дискуссия членов Forbes Club с представителями лонг-листа рейтинга «30 до 30» 2022 года.

«В этом году рейтинг нужен как никогда, — открыла встречу Анастасия Карпова, заместитель главного редактора Forbes Russia, модератор дискуссии и руководитель проекта «30 до 30». — Когда я читала профайлы наших героев, то поняла, что это те люди, которые будут вдохновлять нас».

В рейтинге «30 до 30» — десять номинаций: «Предприниматели», «Финансы и инвестиции», «Наука и технологии», «Управление», «Спорт и киберспорт», «Социальные практики», «Новые медиа», «Музыка», «Искусство», «Мода и дизайн».

Лонг-лист из 100 номинантов формировался редакторами рейтинга с помощью экспертов — предпринимателей̆, управленцев, инвесторов, консультантов, имеющих вес в своей̆ сфере. После формирования лонг-листа жюри, экспертный совет (в него входят 3-5 специалистов по каждой категории) и редакция, учитывая результаты голосования читателей̆ на сайте Forbes, выберают 30 самых перспективных россиян до 30 лет — по три лауреата в каждой из десяти категорий.

Ключевой и самой актуальной темой вечера стали перспективы развития российского бизнеса в условиях нынешней международной обстановки. Здесь у представителей рейтинга ситуация сложилась по-разному: пока одни никак не ощутили «отмену русского паспорта», другим пришлось искать новые условия для продолжения своего дела.

«Компании, с которыми мы сотрудничаем, очень разумно отнеслись к ситуации. У нас нет ни одного иностранного партнера, который бы отказался от инвестиций в фонд. Все выражают поддержку». — заявила Мария Кочмола, основатель и GP венчурного фонда The Games Fund, секция «Финансы и инвестиции». Однако и здесь все не так гладко — по словам спикера, важно, чтобы фаундеры находились за пределами России хотя бы частично, поскольку «венчур — это все-таки про гло-бальные инвестиции».

У творческого бизнеса дела обстоят несколько хуже. «Большинство компаний, с которыми мы работали — международные. Практически в один день от нас ушли все крупные клиенты. Пришлось достаточно быстро адаптироваться», — поделилась своей историей Анна Ковалева, основатель студии подкастов «Шторм», секция «Новые медиа». Большинство ее партнеров говорят, что сейчас все заморожено: они хотят вернуться, но пока не знают как.

Позиция иностранного партнера порой зависит от его масштаба: «Маленькие компании не обращают внимания — они хотят жить и зарабатывать. А большим публичным компаниям проще отложить сотрудничество до лучших времен. Причем их мнение очень динамично и меняется в зависимости от новостной повестки», — рассказывает Максим Пустовалов, сооснователь компании AppScience, секция «Предприниматели».

«На личном уровне ксенофобии нет, — продолжает мысль коллеги Игорь Яременко, сооснователь компании AppScience, секция «Предприниматели». — Западные компании делятся на три типа: готовые к сотрудничеству, предлагающие не афишировать отношения, и не желающие продолжать работу. В целом, они распределились в равном соотношении. И со всеми из них можно работать, просто через разные каналы. С последними чуть сложнее, но здесь можно находить альтернативы в Китае и Индии».

«Мне кажется, что все адекватные люди понимают, что никто не выбирал, где родиться. Но то, как относиться к тому, что сейчас происходит —, мы выбираем прямо здесь и сейчас», — добавляет Виталий Давыдов, основатель компании Adapty, секция «Предприниматели».

Насчет релокации мнения участников дискуссии разделились. Для одних нахождение сотрудников в России сейчас представляет сложность для ведения бизнеса. Для других, чей рынок преимущественно был российским, масштабировать свой бизнес, находясь за рубежом, не представляется возможным.

Не менее важной стала тема работы с командой в кризисной ситуации. Новое поколение работодателей делает акцент на том, что самый главный капитал компании — это ее человеческие ресурсы, которым в кризисное время необходима поддержка фаундера.

«Мы эту команду собирали по крупицам и увольнять никого не собирались, — рассказывает Максим Пустовалов. — У нас была простая антикризисная коммуникация: мы сказали, что денег хватит на три месяца, дальше будем решать. При этом дали сотрудникам понять, что если такой маловероятный сценарий случится, то за это время мы точно восстановим все логистические цепочки, а с ними и продажи». Проясняться ситуация начала сразу: через неделю клиенты продолжили заказывать.

Помимо общения с командой и материальной составляющей, необходимо заботиться и о себе, считает Анна Ковалева: «Когда ты расклеился, твоя команда не может быть вдохновлена. Фаундер и команда не должны обесценивать свой труд. Здесь помогает система маленьких шагов. Важно ставить новые цели и не забывать хвалить сотрудников даже за маленькие победы — финансовая часть очень важна, но необходимо поддерживать и моральные силы».

Фото: Евгений Гребенников