Forbes составил лонг-лист рейтинга «30 до 30»-2022
27 апреля года в московском ресторане The Toy состоялась дискуссия членов Forbes Club с представителями лонг-листа рейтинга «30 до 30» 2022 года.
«В этом году рейтинг нужен как никогда, — открыла встречу Анастасия Карпова, заместитель главного редактора Forbes Russia, модератор дискуссии и руководитель проекта «30 до 30». — Когда я читала профайлы наших героев, то поняла, что это те люди, которые будут вдохновлять нас».
В рейтинге «30 до 30» — десять номинаций: «Предприниматели», «Финансы и инвестиции», «Наука и технологии», «Управление», «Спорт и киберспорт», «Социальные практики», «Новые медиа», «Музыка», «Искусство», «Мода и дизайн».
Лонг-лист из 100 номинантов формировался редакторами рейтинга с помощью экспертов — предпринимателей̆, управленцев, инвесторов, консультантов, имеющих вес в своей̆ сфере. После формирования лонг-листа жюри, экспертный совет (в него входят 3-5 специалистов по каждой категории) и редакция, учитывая результаты голосования читателей̆ на сайте Forbes, выберают 30 самых перспективных россиян до 30 лет — по три лауреата в каждой из десяти категорий.
Ключевой и самой актуальной темой вечера стали перспективы развития российского бизнеса в условиях нынешней международной обстановки. Здесь у представителей рейтинга ситуация сложилась по-разному: пока одни никак не ощутили «отмену русского паспорта», другим пришлось искать новые условия для продолжения своего дела.
«Компании, с которыми мы сотрудничаем, очень разумно отнеслись к ситуации. У нас нет ни одного иностранного партнера, который бы отказался от инвестиций в фонд. Все выражают поддержку». — заявила Мария Кочмола, основатель и GP венчурного фонда The Games Fund, секция «Финансы и инвестиции». Однако и здесь все не так гладко — по словам спикера, важно, чтобы фаундеры находились за пределами России хотя бы частично, поскольку «венчур — это все-таки про гло-бальные инвестиции».
У творческого бизнеса дела обстоят несколько хуже. «Большинство компаний, с которыми мы работали — международные. Практически в один день от нас ушли все крупные клиенты. Пришлось достаточно быстро адаптироваться», — поделилась своей историей Анна Ковалева, основатель студии подкастов «Шторм», секция «Новые медиа». Большинство ее партнеров говорят, что сейчас все заморожено: они хотят вернуться, но пока не знают как.
Позиция иностранного партнера порой зависит от его масштаба: «Маленькие компании не обращают внимания — они хотят жить и зарабатывать. А большим публичным компаниям проще отложить сотрудничество до лучших времен. Причем их мнение очень динамично и меняется в зависимости от новостной повестки», — рассказывает Максим Пустовалов, сооснователь компании AppScience, секция «Предприниматели».
«На личном уровне ксенофобии нет, — продолжает мысль коллеги Игорь Яременко, сооснователь компании AppScience, секция «Предприниматели». — Западные компании делятся на три типа: готовые к сотрудничеству, предлагающие не афишировать отношения, и не желающие продолжать работу. В целом, они распределились в равном соотношении. И со всеми из них можно работать, просто через разные каналы. С последними чуть сложнее, но здесь можно находить альтернативы в Китае и Индии».
«Мне кажется, что все адекватные люди понимают, что никто не выбирал, где родиться. Но то, как относиться к тому, что сейчас происходит —, мы выбираем прямо здесь и сейчас», — добавляет Виталий Давыдов, основатель компании Adapty, секция «Предприниматели».
Насчет релокации мнения участников дискуссии разделились. Для одних нахождение сотрудников в России сейчас представляет сложность для ведения бизнеса. Для других, чей рынок преимущественно был российским, масштабировать свой бизнес, находясь за рубежом, не представляется возможным.
Не менее важной стала тема работы с командой в кризисной ситуации. Новое поколение работодателей делает акцент на том, что самый главный капитал компании — это ее человеческие ресурсы, которым в кризисное время необходима поддержка фаундера.
«Мы эту команду собирали по крупицам и увольнять никого не собирались, — рассказывает Максим Пустовалов. — У нас была простая антикризисная коммуникация: мы сказали, что денег хватит на три месяца, дальше будем решать. При этом дали сотрудникам понять, что если такой маловероятный сценарий случится, то за это время мы точно восстановим все логистические цепочки, а с ними и продажи». Проясняться ситуация начала сразу: через неделю клиенты продолжили заказывать.
Помимо общения с командой и материальной составляющей, необходимо заботиться и о себе, считает Анна Ковалева: «Когда ты расклеился, твоя команда не может быть вдохновлена. Фаундер и команда не должны обесценивать свой труд. Здесь помогает система маленьких шагов. Важно ставить новые цели и не забывать хвалить сотрудников даже за маленькие победы — финансовая часть очень важна, но необходимо поддерживать и моральные силы».
Фото: Евгений Гребенников
Forbes составил лонг-лист рейтинга «30 до 30»-2022
Анастасия Карпова, Forbes Russia, Дмитрий Озман, Forbes Russia
Анна Ковалева, студия подкастов Шторм
Артем Дертев, Ростислав Павлов, СПБГУ клиника высоких медицинских технологий им.Н.И.Пирогова
Артем Петухов, Альянс-Энергия
Валерия Матюхина, СберТройка
Виктор Кантор, МТС
Виктория Арабина, RBS, Эдуард Гуринович, серийный предприниматель и инвестор
Владислав Здоренко, Startech.vc
Геворг Тевосов, РЕСО, Георгий Овакимов, АСК-РУС
Гости мероприятия
Гости мероприятия
Дмитрий Масленников, блогер
Дмитрий Озман, Forbes Russia, Анастасия Карпова, Forbes Russia, Константин Сидорков, VK
Евгения Гулина, ГК Академия Сервиса
Игорь Яременко, AppScience, Марсель Гумеров, AppScience, Максим Пустовалов, AppScience
Максим Пустовалов, AppScience, Игорь Яременко, AppScience
Максим Пустовалов, AppScience, Игорь Яременко, AppScience, Анастасия Карпова, Forbes Russia, Анна Ковалева, студия подкастов Шторм, Виталий Давыдов, Adapty
Никита Рябин, ТРБ Групп
Сергей Скрябиков, Л-СИСТЕМС
Юлия Кузнецова, Международная академия инвестиций, Ассоциация инвестиционных советников