Оптимальный город: траектории развития мегаполисов
Что такое город? Зачем человеку жить в скоплении людей, если можно распределиться безопасно и более равномерно по территории планеты?
Город — это место концентрации всех видов ресурсов, как человеческих, так и энергетических, научных, финансовых, промышленных, образовательных… Если отобразить распределение людей на планете с помощью 3D-графика, то города, как горы, будут возвышаться над поверхностью.
Интересно и комфортно
Сетевой человеческий интеллект определяется тремя вещами: интеллектом индивида, количеством индивидов и качеством сетевого соединения. В городах сетевое соединение короче и мощнее, поэтому там интеллект выше и человеческая сеть гораздо более эффективна. Но есть обратная сторона скученности: мало земли на человека, загрязненный воздух, неудобная логистика.
Возможно, человечество дойдет до отметок в 30 или 50 млн жителей в одном городе, осознает, что предел достигнут, и начнет обратный процесс — переселение из мегаполисов в пригороды и в маленькие города. Тем более что информационные технологии позволяют людям коммуницировать друг с другом независимо от расстояний. Физическая плотность населения упадет, а виртуальная плотность сети останется прежней.
Этот процесс уже начался. Люди хотят совмещать качества городской жизни и хорошие экологические условия. В большом городе сегодня жить интересно, но некомфортно.
Города и века
У человеческой организации есть срок жизни, есть цикл: рождение, рост, достижение вершины, потом стагнация и, соответственно, смерть.
Компания, как правило, сильно завязана на основателе, на лидере. Сегодня горизонт обоснованного предсказания резко сократился. Поэтому компаниям нужно развивать не способность предсказывать будущее — она у всех почти одинаково мала, — а скорость поспевания за наступившим будущим. Самые устойчивые компании живут несколько столетий.
А города живут тысячелетиями, потому что они децентрализованы. Город умеет трансформироваться при непрерывной смене людей, поколений, власти, строя. И при этом сохранять идентичность.
Устойчивость через многообразие
Современный город адаптируется к любым условиям, пока существует источник жизни — пересечение информационных, товарных или финансовых потоков. Потоки меняются, вслед за ними меняется и город, вплоть до исчезновения. Но город может повысить свою устойчивость от колебаний этих потоков, если усложнит свою структуру и сделает ее многообразнее, — это длинный тренд.
Для управления такими городами нужны новые математические модели, описывающие поведение живых систем. Город — это концентрация коллективных смыслов. Люди приходят туда, где есть смысл, и уходят оттуда, где смысл теряется. Поэтому смыслы нужно отслеживать и своевременно менять.
Россия может включить в экономический процесс гораздо большее количество ресурсов, которые не задействованы, поскольку не попали в состав нескольких крупных кластеров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск…
Российская территория сегодня является такой «землей под паром». Это пространство огромного количества неиспользованных потенциалов. Каждый из маленьких городков может «выстрелить» и стать центром компетенций.
Интересно построить город оптимального размера. Под оптимальным я понимаю такое соотношение, когда стоимость недвижимости и логистики коррелируется с ресурсами, которые в этой точке могут находиться. Это точно не город с населением 10–20 млн жителей, а меньше на порядок.
Оптимальный город должен быть прогрессивным, безопасным и эффективным. Стратегию развития города я сравнил бы с ездой на автомобиле: смысл движения состоит не в том, чтобы, рискуя жизнью, пролететь максимально быстро и максимально дорого, а в том, чтобы, ускоряясь, на каждом новом витке придумывать новые условия безопасности. Чтобы повышалась скорость и понижалась стоимость риска.
Группа компаний «СТиМ» — поставщик комплексных решений для обеспечения дорожной безопасности в СНГ. У компании 16 видов деятельности, более 1,5 тыс. человек в штате, офисы и производственные площадки в разных странах. В портфеле группы десятки разработок, среди которых есть уникальные: беспилотная машина дорожной разметки, система нанесения дорожной разметки по координатам глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС, а также проекты городской мобильности, организации дорожного движения и оцифровки городского хозяйства.