Реклама Forbes Club

Прощание с мифами

Дмитрий Лохов

Основатель и владелец компании TAPP Group («Открытые технологии»)

Резидент клуба

Горные компании России расстаются не только с привычными поставщиками оборудования, но и со стереотипами мышления

Весной 2022 года западные производители ушли с российского рынка, оставив клиентов без технологичного оборудования, комплектующих и сервисной поддержки. В связи с этим горно-обогатительные и металлургические предприятия испытали серьезные сложности и были вынуждены искать новые пути решения проблем.

Тупиковые пути

Когда западные производители остановили деятельность на территории нашей страны и с легкостью бросили российские проекты, предприятия вынуждены были искать альтернативные пути доставки агрегатов. Многие начали закупать оборудование

с помощью параллельного импорта, но эта схема быстро показала свою несостоятельность: оплаченные агрегаты просто «зависали» на границе, а расходные материалы и запасные части на приобретенное оборудование достать не удавалось.

Главная проблема в этой ситуации, на мой взгляд, состояла в том, что предприятия боялись изменений. Три предубеждения мешали двигаться вперед:

  1. Привычка думать, что российские компании не обладают технологиями, способными заменить западные.
  2. Недоверие к молодым компаниям, не имеющим звучного имени.
  3. Недоверие к оригинальным разработкам новых компаний.

Приверженность этим убеждениям привела к увеличению времени простоя предприятий, снижению их производительности и остановке крупных проектов. В выигрышном положении оказались компании, сменившие поставщиков на несколько лет раньше, и те, кто был готов быстро принимать решения и быть гибким в своей стратегии.

Пандемия как прививка

Сигналом, который заставил задуматься о реорганизации некоторых процессов, для нашей компании стала пандемия коронавируса.

Уже в 2020 году зародилась мысль о совершенствовании цепочек поставок, сокращении сроков и организации производства на территории России. Мы начали преобразование этих процессов. Настроили логистику, задействовав новые транспортные пути, открыли производственный цех на территории страны и заключили партнерские соглашения с крупными отечественными заводами.

В 2022 году мы оценили риски, возникшие в связи с санкциями, и поняли, что наши действия были правильными. Мы были готовы к изменениям в отрасли. Благодаря принятым ранее решениям мы быстро отреагировали на изменения рынка и оказали оперативную поддержку нашим клиентам.

Кейс: делим смету на четыре

Как показали события 2022 года, громкое имя не является признаком надежности: крупные международные компании бросали проекты и просто уходили с рынка. Но еще до этих событий многим предприятиям эти же именитые компании предлагали дорогостоящие решения, которые были попросту бесполезны.

В начале 2022 года мы реализовали кейс по модернизации магнетитовой обогатительной фабрики. Это предприятие поставило перед собой цель увеличить производительность на 20 % и оставалось в числе немногих, кто не остановил проект модернизации.

Фабрика пригласила к сотрудничеству именитого международного проектировщика и поручила ему разработать проект. Для достижения необходимых показателей было предложено построить два новых здания. Стоимость проекта составляла порядка $80 млн, срок реализации — три года.

Такие параметры не устраивали заказчика: инвестиции бы не окупились. Заказчик попробовал найти решение собственными силами. Удалось сократить сумму затрат до $33 млн, а срок реализации — до двух лет.

Мы предложили помощь, провели технический аудит и выявили, что, если настроить существующие технологические процессы и довести их до проектных параметров, точечно заменить оборудование на более технологичное, можно достичь необходимых результатов. При таком подходе стоимость проекта составляла $20 млн, а срок реализации — один год без дополнительного строительства.

Казалось, выбор очевиден, разница между затратами на проект колоссальна, но недоверие сыграло свою роль. Руководителям фабрики было сложно поверить, что компания с численностью штата 50 человек может предложить что-то кратно лучше в противовес международному монстру проектирования. Недоверие было вызвано страхом, что требуемые технологические параметры не будут достигнуты, а упущенное время вернуть будет невозможно.

Однако мы были уверены в результате и предложили провести опытно-промышленные испытания, которые без рисков для фабрики позволяли доказать эффективность нашего решения.

За свой счет мы привезли, смонтировали и запустили уникальное оборудование, настроили существующие процессы и обучили персонал. Если бы решение не сработало, мы не получили бы деньги за реализацию. Результат превзошел ожидания заказчика, мы доказали работоспособность своего решения и существенно сократили срок реализации проекта.

Это не единственный подобный пример. Мы проектируем и производим полный спектр оборудования и услуг для горно-обогатительных предприятий. Мы поддерживаем своих клиентов и помогаем им достигать высоких показателей. Вместе строим новые предприятия и обучаем специалистов.

Обратная сторона ухода

Наш опыт показывает: уход зарубежных компаний не повлияет на горную отрасль России. Возможно, это даст отрасли шанс выйти на новый уровень развития. Главное — не бояться изменений. Страх мешает двигаться вперед. Нельзя останавливаться, нужно действовать, создавать новые решения и внедрять их, автоматизировать предприятия и продолжать развивать производство. Это позволит компаниям стать лидерами в своих сегментах.

Материал  был опубликован в журнале Forbes Club