Куда инвестировали деньги во времена Достоевского
Первой площадкой для инвестиций в России стала биржа, которую открыл Петр I в 1703 году. Идею он подсмотрел в Европе. Петр I полагал, что биржа мгновенно приживется в России, но он ошибся: биржи поначалу боялись как огня
Все изменилось в 1861 году. С отменой крепостного права в России появилось явление, которое сегодня мы называем «трудовая инициатива». Экономике нужна была дешевая рабочая сила. В города устремились бывшие крестьяне. Началось активное строительство, росла промышленность, развивалась транспортная сеть. В стране появилась прослойка богатых людей, которые хотели вкладывать деньги.
Деньги остались только у бедняков
Отличительными особенностями российского фондового рынка были изобилие государственных и ипотечных ценных бумаг, госгарантии для железнодорожных ценных бумаг и значительной части ипотечных активов, а также некоторое количество так называемых негарантированных ценных бумаг, таких как акции и облигации промышленных и торговых компаний. В России было запрещено торговать иностранными ценными бумагами, однако акции российских компаний успешно котировались на зарубежных биржах.
Например, за рубежом торговались акции крупнейшей промышленной компании Российской империи «Товарищество нефтяного производства братьев Нобелей», которая добывала нефть на бакинских месторождениях. В 1899 году доля компании на мировом рынке нефти составляла 8,5%. Дивиденды по акциям не опускались ниже 10% с 1895 года, а к 1915 году достигли 30%.
В экономику Российской империи были вложены значительные иностранные капиталы. Французские деньги направлялись в тяжелую промышленность, немецкие — в электротехническую и химическую, бельгийские — в металлургическую и в машиностроение, английские — в текстильную.
В Российской империи существовало семь товарно-фондовых бирж. По объему ценных бумаг в обращении Петербургская биржа занимала пятое место в мире. В конце XIX века по Санкт-Петербургу ходила шутка, что в столице деньги остались только у бедняков, у всех остальных — акции. Увлечение ценными бумагами не обошло стороной и людей со сверхдоходами.
Апартаменты Родиона Раскольникова
Еще одним популярным инструментом стали доходные дома. Мы знаем о них благодаря Достоевскому. Эти дома мы много раз видели, гуляя по Санкт-Петербургу. Первопрестольная не отставала: если в начале 80-х годов XIX века в Москве было всего 143 доходных дома, то к началу XX века — уже 553.
Как работали инвестиции в доходные дома? Владельцы земельного участка строили дом, квартиры в котором сдавались в аренду. По словам председателя совета директоров строительной компании «Прагма» Дениса Литова, больше всего это напоминало рынок апартаментов: «Доходный дом — альтернатива гостинице. В гостинице живут день, два, три, пять. Доходный дом — это квартиры внаем надолго. За 200 лет ничего не поменялось. Апартаменты сейчас как раз хотят занять нишу доходных домов. Как правило, доходные дома не строились неким сообществом совладельцев. И сегодня, кстати, они строятся не так. Первоначально у апартаментов один застройщик, а дальше он привлекает долевых участников в этот бизнес».
Доход от сдачи квартир внаем варьировался в диапазоне 8–15% годовых, то есть вложения в дом окупались довольно быстро.
Не самую лучшую репутацию доходные дома получили в первую очередь благодаря Федору Достоевскому. Прожив в Петербурге 28 лет, писатель не имел собственного жилья и всегда селился в квартирах в доходных домах. Здесь же жили его герои.
«Сомнительной репутацией доходные дома Достоевского обязаны, как мне кажется, просто эффекту старения. Изначально эти здания не были построены как доходные дома для бедноты, но стали такими вследствие обветшания, снижения деловой активности владельцев, — считает Денис Литов. — Гостиница, которая была пятизвездочной, если ее не ремонтировать, через пять лет становится четырехзвездочной, еще через десять — трехзвездочной и т. д. Дом будет чахнуть, дешеветь, но при этом тратить на него ничего не нужно. Это может быть экономически выгодно. Особенно если дом удачно расположен».
Своя лавка лучше государевой службы
Третий формат инвестиций в конце XIX века был прочно связан с вложениями в реальный сектор экономики. В России того времени развивались крупные и мелкие компании. Это развитие привлекало прямые инвестиции. Чем именно был привлекателен российский бизнес для инвесторов?
- В 1877 году в России были введены новые таможенные пошлины, они взимались в золотой валюте, а это, в свою очередь, привело к росту ставок на 50%. В итоге иностранные поставщики вынуждены были открывать акционерные компании на территории России.
- Рабочая сила в России была дешевой. Благодаря этому капиталовложения быстро начинали приносить прибыль.
- Производства в центре и на юге России располагались близко к рынкам сбыта — крупнейшие города страны также находились в этом регионе. В результате транспортные расходы были невелики, это обстоятельство также было важно для инвесторов.
Середина 60-х годов XIX века — это расцвет предпринимательства. Бывало, что люди бросали государственную службу ради магазина книг или скобяной лавки.
Вот отрасли-лидеры, куда вкладывали больше всего.
- На первом месте текстильная промышленность, важнейшая отрасль в экономике дореволюционной России. Благодаря инвесторам количество производимой ткани за время реформ увеличилось вдвое.
- На втором месте пищевая промышленность, в особенности производство сахара. В конце XIX века начинается экспорт русского сахара за границу.
- Быстро росла металлургическая промышленность на юге европейской части и на Урале. Отрасль требовала постоянного технического обновления, сохраняя при этом инвестиционную привлекательность.
Правительство настойчиво поощряло машиностроение. Это было связано со строительством железных дорог. Уже в 70-х годах XIX века железные дороги полностью оснащались российскими подвижными составами.
У инвестора во второй половине XIX века было много возможностей приумножить капитал с помощью вложений в различные отрасли и финансовые инструменты.
История повторяется. Возможно, опыт XIX столетия натолкнет наших современников на интересные инвестиционные решения.
Финансовую деятельность Мария Козина начала в 2016 году в блоке кредитования Societe Generale. С 2018 года основная деятельность — инвестиции и управление финансами. В 2021 году Мария присоединилась к другой большой инвестиционной компании, где работает до сих пор и является частью департамента Wealth Management. Мария Козина профессионально занимается изучением поведенческой экономики и эффективной коммуникации.