Экономика на перепутье: Forbes Club провел встречу с Александром Аузаном
12 ноября в отеле The Carlton, Moscow прошла закрытая встреча Forbes Club с одним из самых известных экономистов России, деканом экономического факультета МГУ, доктором экономических наук Александром Аузаном. Генеральным партнером встречи выступило агентство премиальных тревел-ивентов NEVEREND
Модераторами встречи выступили редакционный директор Forbes Russia Николай Усков и директор по развитию Forbes Russia, президент Forbes Club Дмитрий Озман. «Сегодня Bloomberg выпустил интервью с анонимным опросом миллиардеров российского Forbes. Эти миллиардеры пессимистично настроены в отношении прихода Трампа к власти и считают, что нам надо привыкать жить с санкциями всю жизнь», — начал вечер Николай Усков. Он предложил Александру Аузану оценить, какой эффект санкции оказывают на экономику России.
«Как живет российская экономика с 2022 года? Она адаптируется, — ответил эксперт. — Но как только она адаптировалась, наступает следующий удар и ей снова нужно адаптироваться. Что будет, если санкционные волны прекратятся? Экономике будет лучше уже потому, что не нужно будет вкладываться в адаптацию. Но нужно будет вкладываться в снижение издержек при существующем уровне санкций».
Как отметил Александр Аузан, санкции ведут к переделу рынка — к изменению позиций стран в мировой экономике, но их резкая отмена может привести к новым проблемам.
Однако существую такие санции, которые можно отменить относительно безболезненно, отмечает Александр Аузан: «На этой неделе Минфин США до конца апреля разрешил 11 российским банкам операции по экспорту товаров, потому что Адама Смита никто не отменял — разделение труда работает, и нужно, чтобы работал мировой оборот. Такого рода санкции демонтируются легко. Я думаю, что главное — остановить нарастание санкций, а в остальном нужно смотреть на детали».
«Год подходит к концу. Как вы оцениваете экономические состояние России?», — предложил более широкий взгляд на экономическую ситуацию Дмитрий Озман.
«Противоречиво, — ответил Александр Аузан. — Во-первых, экономика по-прежнему демонстрирует очень высокую адаптивность — то, что в 2022 году для многих экономистов стало сюрпризом. Рынок «штопает» любые дырки. Субъекты рынка оказались очень креативны в асимметричных ответах на ситуацию. Это хорошо. Но плохо, что адаптивность снижается. Самый опасный удар за последнее время — это удар по Московской бирже, по курсу. Действительно, курс раздвоился и даже расстроился. Это важно, потому что для того, чтобы рынок работал, должен работать ценовой механизм».
Текущий год Россия завершает с темпом экономического роста в 3,9%. По словам спикера, это довольно высокий рост, но он — адреналиновый, а не органичный. «Это результат государственных расходов, прежде всего, военных. Эти расходы генерируют спрос, но не генерируют предложение. Мы в перенапряженном состоянии. Сохранить макроэкономическое равновесие хотя бы на уровне нынешних темпов инфляции довольно тяжело», — отмечает Александр Аузан.
В октябре 2024 года Банк России увеличил ключевую ставку до 21%. Многие критикуют такое решение — считают, что деньги не нужно сохранять на депозитах, а нужно инвестировать в экономику страны. «Я не согласен с критиками Центробанка, — признается экономист. — Хотя я был бы с ними согласен 20 лет назад. В нулевые надо было инвестировать в экономику, а не копить на старость. А сейчас это цугцванг — лимитирующий фактор — дефицит труда плюс загрузка производственных мощностей плюс ограничение доступа к экономике. Давайте рассуждать — Центробанк понижает ставку до 15%. И что? Трудового ресурса нет, до западных технологий добраться невозможно, свои сделать трудно. Что будет? Будет перекупание ценных работников, раздувание цены труда и та же самая экономическая ситуация только на более высоком уровне издержек. Если главный лимитирующий фактор — дефицит труда, то решать надо его. Если мы не имеем возможности массово покупать роботов, надо заниматься организацией труда».
Многих гостей мероприятия интересовал прогноз инфляции на ближайшее время. Однако Александр Аузан объяснил, что фокусироваться лучше не на цифрах: «У экономистов есть такое понятие как структурная неопределенность. Я объясняю эту вещь студентам по Салтыкову-Щедрину. Он писал о жалующихся соотечественниках в Париже: «Раньше за рубль давали восемь франков, а теперь всего четыре. Это что… Вот когда за рубль будут давать по морде…», — это и есть система структурной неопределенности. Мы живем в условиях структурной неопределенности. Я понимаю, что вас интересует курс юаня, доллара, евро через день, месяц… Вопрос не в этом. Вопрос в том, будет ли сохраняться обмен на юань, доллар, евро».
Сегодня в прессе и Telegram-каналах все чаще можно встретить высказывания о новой волне передела собственности. Эксперт так оценивает такую возможность: «Перемещение критически важных активов от нелояльных групп к лояльным группам — это одно. Эта тенденция существует и будет продолжаться. Будет ли деприватизация? В этом я сомневаюсь».
Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране Александр Аузан оптимистично оценивает положение малого и среднего бизнеса. «В течение предшествующих десятилетий мы видели очень маленький вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны — от 10 до 20%, тогда как в странах континентальной Европы этот вклад доходила до 60%, — объясняет он. — На мой взгляд, все изменилось с возникновением маркетплейсов. Это революция такого же уровня как промышленная революция в Англии в конце ХVIII века. Это резкое снижение транзакционных издержек, барьеров входа на рынок. Причем на какой рынок? Раньше мы считали, что малый бизнес производит товары на локальный рынок, средний — на национальный, большой — на глобальный. А сейчас — вышел на платформу и продавай на мировом рынке».
Второе обстоятельство, помогающее малому и среднему бизнесу в России — санкционная война, отмечает экономист: «Что делает Министерство экономического развития РФ? Оно все время работает над снижением административных барьеров для малого бизнеса. Не из особой любви к малому бизнесу, а потому что значительная часть параллельного импорта и поиска ассиметричных ответов, кривых логистических схем — это малый и средний бизнес. Как только началась санкционная война, малый и средний бизнес стали агентами международных экономических связей».
В завершение вечера Александр Аузан поделился собственной формулой успеха для власти и бизнеса: «Нам нужна «3Д-культура» — длинный взгляд, доверие большинству людей и договороспособность.
Договороспособность нам нужна, потому что мы живем в стране с раздвоенным культурным ядром, в связи с чем нам крайне сложно договориться между собой. Мы одна из немногих стран в мире, в которых слово «компромисс» имеет отрицательную коннотацию. Доверие большинству людей нам надо, потому что это очень производительный культурный фактор. Но начало нашей трагедии — максимум двухлетний горизонт планирования. Мы чемпионы мира по такому нехорошему показателю как избегание неопределенности. С такой установки не бывает ничего хорошего. Какая инновационная экономика? Какие венчуры? У нас вся экономика направлена на поиск и захват ренты. Потому что в коротком горизонте ничего разумного сделать нельзя — лучше всего попилить бюджет».
Для того, чтобы приблизиться к «3Д культуре», нужно освоить культуру неудач. «Этот случай был описан американской компанией Walmart, рассказывает Александр Аузан. — Руководитель одного из подразделений Walmart совершил ошибку, которая стоила компании $10 млн. Его приглашает президент компании и обсуждает текущие вопросы. В конце встречи руководитель подразделения спрашивает: «А вы меня разве не уволите?». Президент отвечает: «Как мы можем уволить человека, в образование которого только что вложили $10 млн?». Это вполне серьезный разговор. В России есть распространенный стереотип: оглушительный успех — это парень 20 лет, который в гараже придумал какую-то штуковину и стал долларовым миллиардером. В этом стереотипе все правильно кроме возраста парня. На самом деле ему 40 лет, потому что он должен сначала совершить 10-15 неудачных попыток. С права на ошибку начинается путь в будущее. Но здесь важно не играть в национальную русскую игру «хождение по граблям» — ошибки надо разнообразить».
Партнерами встречи выступили девелопер недвижимости MR Group и бренд Beluga.
На фото: Николай Усков, редакционный директор Forbes Russia; Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia, президент Forbes Club
Экономика на перепутье: Forbes Club провел встречу с Александром Аузаном
Николай Усков, редакционный директор Forbes Russia; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia, президент Forbes Club
Николай Усков; Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук; Дмитрий Озман
Александр Аузан
Алексей Баранов, основатель и генеральный директор «Компании Индид», резидент Forbes Club; Дмитрий Озман
Оксана Леоненко, генеральный директор The Carlton, Moscow
Дмитрий Озман; Марианна Максимовская, тележурналист
Сергей Скрябиков, основатель и генеральный директор L-Systems, резидент Forbes Club, с супругой Мариной
Николай Усков; Александр Аузан; Дмитрий Озман
Партнер мероприятия — агентство премиальных тревел-ивентов NEVEREND
Партнером встречи выступил девелопер недвижимости MR Group
Гости мероприятия
Гости мероприятия
Гости мероприятия
Гости мероприятия
Наталья Царевская-Дякина, эксперт Forbes Club
Александр Аузан; Дмитрий Озман
Гости мероприятия
Андрей Шемякин, SEA Company