«Дьявол кроется в деталях»: как бизнесу подготовиться к налоговой реформе
В 2025 году Россию ждет ряд налоговых изменений — прогрессивная шкала НДФЛ, НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения, повышение ставки по налогу на прибыль. Владислав Овчинников, резидент Forbes Club, основатель и управляющий партнер Юридической группы «Совет», рассказал редакции Forbes Club о том, как бизнесу сохранять безопасность в эпоху перемен
— Начнем с самого главного — как действовать бизнесу в связи с налоговой реформой?
— На данном этапе рекомендую изучать выходящие разъяснения, всесторонне анализировать существующие варианты действий. Одно из нововведений реформы — НДС для предпринимателей на УСН. Причем бизнес сам может выбрать — платить по пониженной ставке, но без права использовать вычеты, либо платить НДС в общем порядке по ставке 20%. Хочу подчеркнуть,что выбранную ставку нельзя будет изменить в течение трех лет. Воистину говорят, что дьявол кроется в деталях — бизнес принимает решение сейчас, исходя из текущей финансовой ситуации, ведь достаточно трудно прогнозировать, что будет даже через полгода. Особенно тяжело в этом случае среднему бизнесу, это «растущий организм», который может увеличиваться со скоростью 50-60 % в год, и та ставка, которую компания выбрала в 2025 году, может кардинально не подойти уже в 2026-м.
Что касается налоговой амнистии — для кого-то это может быть хорошим инструментом, однако при его использовании нужно всесторонне оценить последствия и риски. Амнистия, в силу ее новизны, может таить в себе множество подводных камней.
Многие предприниматели, с которыми мы работаем, не понимают, как их бизнес выдержит увеличение налоговой нагрузки на 5% или даже на 7%. Особенно те, у кого ключевая расходная часть — заработная плата. Прежде всего это компании сферы услуг — общественное питание, салоны красоты, консалтинг и другие. Лучший совет — не паниковать, привлекать специалистов по налоговому праву для консультаций и вместе с ними решать, что делать. Нужно подходить к вопросу комплексно и использовать легальные, а значит, безопасные способы налоговой оптимизации.
— На какие еще изменения стоит обратить внимание бизнесу в рамках налоговой реформы?
— Таких моментов много. Один из них — со следующего года отменяются некоторые налоговые преференции для бизнеса, например, льготы при его продаже. Ранее такие сделки проходили по принципу, похожему на куплю-продажу недвижимости: если ты владеешь долей в компании более пяти лет, то продаешь ее, не платя налог. Теперь при продаже бизнеса льгота работает иначе и налог не платится только с 50 млн рублей, остальное подлежит налогообложению в общем порядке.
Не так давно мы сопровождали сделку по продаже бизнеса стоимостью более миллиарда, и если бы сделку совершали в следующем году, налоговые обязательства бывших собственников составили бы сотни миллионов рублей. Согласитесь, внушительная цифра. Более того, эта льгота со следующего года полностью отменена для нерезидентов РФ.
Льготы: используем по назначению
— А есть ли что-то положительное в грядущей налоговой реформе?
— Однозначно хорошо, что налоговая реформа не коснулась льгот для компаний, владеющих интеллектуальной собственностью. Сохранилась льгота по освобождению от уплаты НДС при передаче прав на изобретения, ноу-хау, объекты патентных прав, при передаче прав на использование программного обеспечения при условии, что ПО находится в реестре отечественного.
Например, мы как эксперты не только по налогам, но и по франчайзингу знаем, как любой франчайзинговой сети с выручкой более 60 млн рублей абсолютно легально экономить на НДС при передаче прав на базу знаний по договору с франчайзи – это сейчас один из самых востребованных запросов.
Во-вторых, сохранились условия применения нулевой ставки НДС для определенных видов деятельности, прописанные в ст. 149 НК РФ. Это, например, компании, оказывающие медицинские услуги, занимающиеся дошкольным образованием, перевозкой пассажиров, предприятия туристической отрасли и другие. Также эту льготу по-прежнему может получить общепит — при соблюдении условий по выручке, проценту выручки и уровню средней заработной платы. Льготы есть и у ИТ-компаний.
Мы замечаем, что налоговым органам сейчас интересен даже не крупный бизнес. Ранее малые предприниматели могли практически не опасаться проверок — на них просто не обращали внимания. Сейчас ситуация изменилась: любой налогоплательщик — от крупных предприятий до физических лиц — у налоговиков как на ладони.
Принцип хрустального шара
— Как налоговой сегодня это удается?
— На мой взгляд, налоговая инспекция РФ — это самая современная ИТ-компания, которая существует в стране. То, как они за несколько лет продвинулись по автоматизации, цифровизации и налоговому контролю, заслуживает уважения. Уровень ручной работы инспекторов снизился, большинство данных собираются и формируются автоматически, соответственно, налоговики могут более детально относиться к анализу предоставленной информации.
Сейчас налоговая в автоматическом режиме обменивается данными со многими госслужбами, например, может установить, сколько времени налогоплательщик находился на территории России. В зависимости от этого налоговая решает, имеет ли он право на льготы, доступные резиденту. Так, например, если человек продал квартиру в России, но при этом отсутствовал в стране более 183 дней, то есть не является ее налоговым резидентом, он не только не получит вычет, но еще должен будет заплатить 30% от стоимости квартиры. Ранее отследить такое по каждому налогоплательщику не представлялось возможным и многие успешно пользовались несовершенством системы.
От налоговой сейчас не скрыть и сведения о банковских счетах, счетах близких и родственников. Это своеобразный принцип хрустального шара, когда все данные максимально прозрачны и доступны для анализа.
За последние 10 лет налоговое законодательство РФ стало существенно понятнее. И этим оно выгодно отличается от налогового законодательства других стран — мне есть с чем сравнивать, наша компания сопровождала бизнесы клиентов в Бразилии, Турции, Польше, Объединенных Арабских Эмиратах, Сербии, странах СНГ и других. Как бы мы порой не ругали наши налоговые законы, все познается в сравнении.
— Какую стратегию поведения выбрать предпринимателям в соответствии с изменившейся фискальной политикой государства?
— Действовать как пять-десять лет назад уже нельзя — это я говорю всем, кто к нам обращается. Мы часто наблюдаем ситуации, когда даже крупный бизнес совершает ошибки в силу недостаточных компетенций. Например, сеть ресторанов начинает дробиться, от чего несет огромные налоговые риски. И это делается не потому что предприниматели — злостные нарушители, и не потому что у нас несовершенное законодательство, а потому что бизнес просто не знает, что есть налоговая льгота, которая позволяет вести бизнес легально без рисков.
И самого предпринимателя сложно в этом обвинять, ведь это не его работа. Разбираться в этом — это работа юристов и налоговых консультантов, финансовых директоров. В этом случае всегда лучше покупать чужие мозги. Каждый должен заниматься своим делом.
90% компаний платят больше налогов, чем могли бы. И для этого не надо нарушать закон — достаточно регулярно работать в этом направлении, своевременно реагировать на изменения законов и отслеживать доступные возможности. В России одно из прогрессивных налоговых законодательств с точки зрения преференций, которые есть у налогоплательщиков, и количества налоговых льгот для предпринимателей. При соблюдении ряда условий оно дает возможность сэкономить на обязательных платежах. Сейчас самое время для бизнеса с этим разобраться, чтобы не только снизить свои расходы, но обеспечить себе финансовую безопасность.
Юрист как риск-менеджер
— Какова роль юриста в процессе управления рисками бизнеса?
— Отвечая на этот вопрос, обычно я провожу параллель с медициной. Есть два типа людей: первые идут к врачу, когда у них что-то сильно болит, вторые занимаются диагностикой, чтобы снизить риски серьезных заболеваний. С юристами точно так же: чем больше и осознаннее становится бизнес, тем серьезнее он воспринимает юристов и налоговых консультантов. Для компании по мере роста эти специалисты становятся не просто механизмом, чтобы заключить какой-то договор или сдать отчетность, а теми, кто помогает развиваться.
Статистика Федеральной налоговой службы печальная: девять из десяти бизнесов закрываются в первый год, потому что владельцы на этом этапе не воспринимают юриста как человека, который должен выстроить определенный фундамент стабильного и безопасного развития. А те предприниматели, которые видят свой бизнес через 10-15 лет, стараются строить конструкцию, которую можно масштабировать, не нарушая закон. И это подтверждает наша практика — мы стали активнее работать над созданием правильной архитектуры бизнеса наших доверителей, проектированием и запуском бизнес-процессов.
— Какие наиболее распространенные юридические риски для бизнеса вы можете выделить?
— Пул рисков очень обширен и зависит от отрасли. Про налоги я уже рассказал, они, как смерть, неизбежны. Кроме того, в последнее время многие компании открыли для себя проблематику, связанную с геополитической обстановкой, — риски работы с международными компаниями, невозможность принимать или отправлять платежи. Также отдельно я бы выделил информационные риски, связанные с цифровизацией и автоматизацией бизнеса. Мы понимаем, что мир трансформируется, становится цифровым, а информация становится ключевым фактором производства.
Цифровые следы
— Выделяете ли вы в отдельную категорию риски, связанные с внедрением искусственного интеллекта?
— Для меня эти риски входят в информационные, потому что все, что связано с ИИ, нейросетями — это так или иначе передача, создание и предоставление информации. Наша компания активно занимается вопросами интеллектуальной собственности. И когда мы говорим о цифровизации, встают вопросы об авторских правах и защите персональных данных. Сейчас уже понятно, что от нас ждет государство, как оно регулирует эту область права и как соответствовать этим требованиям. Поэтому наша задача — найти правильный баланс между тем, чтобы сделать все безопасно и не лишить бизнес возможности использовать технологию. Придерживаемся этой практики и в работе с клиентами, и в своей компании.
— Вы разрабатываете собственные ИТ-решения?
— Да, у нас есть собственные ИТ-продукты. Например, для каждого нашего клиента мы автоматически отслеживаем появление исков и других негативных юридических факторов. Мы также собираем информацию о делах, которые попадают в Палату по патентным спорам. В отличие от базы судебных дел, на эти данные невозможно настроить подписку, поэтому нам нужен был продукт, который не только отслеживает появление дел, но самостоятельно добавляет эту информацию в CRM-систему и автоматически ставит задачу ответственному специалисту.
— Что нужно знать бизнесу, работающему в сфере цифровых решений?
— Здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание на систему сбора, учета, хранения прав на объекты интеллектуальной собственности. Это особенно актуально тем, кто занимается разработкой программного обеспечения, приложений и иных объектов.
Например, недавно к нам обратилась ИТ-компания: было необходимо подготовиться к сделке с крупным инвестором. Инвестор решил предварительно провести дью-дилидженс. Выяснилось, что с разработчиками не подписаны документы о передаче прав на созданный ими код. Более того, некоторые сотрудники уже покинули фирму, поэтому заключить такие договоры с ними задним числом не представлялось возможным. Из-за неоформленных документов на передачу прав многомиллионная сделка не состоялась.
Кстати, мы сами вывели команду юристов и разработчиков, которые занимаются ИТ-проектами, в отдельное юридическое лицо. У него есть статус ИТ-компании, и это, если возвращаться к вопросу про экономию на налогах, дает нам право на налоговые льготы.
Под ключ, а не по часам
— Большинство представителей юридического рынка берут почасовую оплату, вы работаете под ключ. В чем плюсы такого подхода?
— Большинство юристов живет в парадигме продажи компетенций — они продают заключение, договор, поход в суд. Но заказчику все равно, сколько раз юрист сходил в суд. Ему важно, чтобы судья принял решение в его пользу, нужен результат. Мы не хотим давать клиенту то, что ему не нужно. По такому принципу мы стараемся работать во всех наших практиках. В налогах анализируем возможности для оптимизации и, если находим легальные возможности, предлагаем услугу под ключ — не просто консультацию, но и внедрение. В случаях защиты интеллектуальной собственности мы иногда работаем в формате no win, no fee (англ. нет выигрыша, нет гонорара, — Forbes Club) — наш доверитель платит только тогда, когда получает компенсацию от своего оппонента.
Наша задача — предложить готовое решение, дать гарантию безопасности. Так работает, например, с аудитом юридического блока франшизы — нашей услугой “франшиза под защитой”. Мы пересобираем всю юридическую часть с учетом выявленных рисков и по итогу даем клиенту гарантию, что если в течение года он проиграет хотя бы один суд, мы вернем деньги за услугу. И это мы заявляем не потому что теперь будем постоянно ходить по судам, а потому что благодаря нашей работе возникающие конфликты удается решить на этапе досудебного урегулирования. И как итог — ни одного возврата.
Слепые зоны франчайзинга
— Что позволяет вам гарантировать, что ни один суд не будет проигран? Откуда такая уверенность?
— Работа с франшизными сетями — ключевая специализация «Совета». Я сам работаю в этой сфере более десяти лет, с того самого момента, как франчайзинг стал активно развиваться в нашей стране.
Мы можем давать такие гарантии на основе собственного практического опыта. Нами выиграно уже более 500 судов только в сфере франчайзинга, по ним взыскано более 200 млн рублей компенсаций в пользу наших доверителей. Благодаря нашим кейсам, в том числе прецедентам в Верховном Суде РФ, удается не только защитить права отдельных франчайзеров, но и сформировать юридическую практику в этой отрасли, на которую могут опираться как предприниматели, так и юристы.
— Какие наиболее распространенные юридические вызовы есть в сфере франчайзинга?
— Мы ежегодно ведем более сотни судебных дел в франчайзинге и консультируем по различным вопросам около сотни крупных франшизных сетей. На основе этой статистики можно сказать, что в большинстве случаев причиной исков становятся одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать, обратившись на этапе запуска франшизы к юристу с узкой специализацией. До сих пор многие просто скачивают договора франчайзинга из интернета, либо обращаются к компаниям, не имеющим профильного опыта. Возвращаясь к аналогии с медициной — если болит зуб, нужно идти к стоматологу, а не к терапевту.
Чтобы уменьшить количество так называемых слепых зон, вместе с Российской ассоциацией франчайзинга мы разработали проект отраслевого ГОСТа. В нем впервые в отечественном праве будут закреплены ключевые термины франчайзинга, стандартизированы отношения между сторонами и прописана ответственность партнеров. Считаем, это поможет бизнесу масштабироваться безопасно.
Обмен с превышением
— Что, на ваш взгляд, нужно менять в юридическом консалтинге?
— Глобально — не просто формировать юридические документы, а быть полезными и понятными доверителям, решать задачи комплексно, а не узко. Мы, например, обучаем команду клиента, создаем скрипты, инструкции по работе с подготовленными нами документами, стремимся быть сервисной компанией, юристами, от взаимодействия с которыми получаешь еще и удовольствие. Мы сами бизнес, поэтому когда видим, как еще можно помочь развитию бизнеса или избежать рисков, говорим об этом клиенту, предлагаем решения, по необходимости усиливаем команду проекта экспертами из смежных практик.
Владислав Овчинников — рекомендованный юрист «Право-300», RG.RU и «Коммерсант»