Социальный капитал важнее знаний
Когда в жизни происходят системные сдвиги, от предпринимателя требуется умение перезагрузить картину мира — обновить представления о том, как устроен спрос, каковы на самом деле потребности клиентов… Кризисы меняют образовательные стратегии людей, при этом в период шторма социальные связи важнее знаний, считает сооснователь School of Education, исследовательница образования (PhD) в Университете Кембриджа Соня Смыслова
Андрей Семеркин, программный директор Forbes Club
— Пандемия в 2020 году, военные действия в 2022 году. Как подобные системные сдвиги в обществе влияют на образовательные планы людей?
— Принятие решения об образовании — это всегда стратегическое долгосрочное решение: человек готов вложиться в свое развитие временем, усилиями, деньгами предполагая, что у него есть некий горизонт будущего. Он заглядывает в это будущее и видит в нем какое-то развитие.
Что происходит, когда прилетает «черный лебедь?» Если человек не занимается стратегическими форсайтами, если он не специалист в социологии, если он не погружен в политическое прогнозирование, то период планирования сокращается, становится очень-очень коротким. В коротком горизонте планирования люди как правило решают краткосрочные задачи, они не готовы вкладываться в долгосрочные, фундаментальные, комплексные, сложные проекты. Это верно для всех отраслей экономики, но для образования верно лишь частично, потому что образовательные проекты приносят пользу как правило не сразу, а в будущем. Поэтому системные сдвиги в обществе и экономики приводят к изменениям спроса на образовательные продукты в двух аспектах:
Во-первых, у людей возрастает стремление сфокусироваться на краткосрочных проектах, которые приносят результаты здесь и сейчас.
Во-вторых, если у людей есть финансовая подушка безопасности, если они могут позволить себе учиться, несмотря на изменения на рынке, они проявляют интерес к таким областям как философия, политология, социология, история искусства, фундаментальные гуманитарные научные знания, просветительские проекты. Им интересно изучать вещи, которые не имеют прикладного значения, но связаны с саморазвитием, самопознанием… Конечно, это своего рода интеллектуальный эскапизм.
— Что это расслоение означает для школ, университетов, для других организаций, которые работают на рынке образования?
— Оно ставит под удар классический сегмент повышения квалификации: спрос уходит либо в короткие курсы, либо в долгосрочные гуманитарные программы, середина исчезает.
Конечно, молодые люди после бакалавриата все равно будут поступать в магистратуру, но люди постарше, у которых уже есть профессиональный опыт, как правило в ситуации неопределенности откладывают свои образовательные планы.
Это расслоение едва ли повлияет на формальные образовательные институты, такие как университеты — они инертны и не меняются под воздействием сиюминутных вызовов. Что же касается неформальных институций, например онлайн-школ, они будут реагировать на изменение ситуации и предлагать короткие образовательные программы, рассчитанные на получение результата здесь и сейчас.
— Как кризис влияет на образовательные запросы предпринимателей в условиях стресса? Какие hard skills и soft skills становятся актуальны для владельцев бизнеса?
— Предприниматели ответственны за то, чтобы «разгребать хаос»: когда мир приходит в движение, им приходится систематизировать хаотичность контекста для своей команды, своей компании. От лидера в такой ситуации требуется уметь работать с хаосом, быть к нему устойчивым, не поддаваться панике, понимать риски, в которых он существует. Возможно, ему придется освоить «родительскую» роль по отношению к своей команде: уметь защищать ее от хаоса.
В этом состоит отличие лидера от рядового сотрудника, который работает в пределах своих должностных обязанностей, KPI и от которого не ждут способности совладать с хаосом окружающей действительности.
Лидер должен быть готов к тому, что от него потребуется высокая адаптивность: контекст сегодня один, завтра он будет другой, и возникнет потребность действовать как-то иначе.
Очень интересен вопрос о стратегическом мышлении лидера в условиях перемен: с одной стороны, какую стратегию не пиши, завтра ландшафт может драматические измениться и все планы окажутся бесполезными — никто не знает, что произойдет через два, три, четыре месяца.
С другой стороны, в условиях быстрых перемен очень важно не терять стратегический фокус: видеть картину будущего, осознавать стратегические возможности, понимать, что ты делаешь, для каких сегментов, как должна быть выстроена организационная структура…
Таким образом от предпринимателя в условиях перемен требуются такие качества как устойчивость к стрессу, способность к адаптации, умение сохранять стратегическое мышление. Думаю, что понимание этих обстоятельств влияет на образовательный запрос предпринимателей.
— Какие категории предпринимателей, на ваш взгляд, находятся в наиболее уязвимом положении в плане компетенций?
— Те, которые находятся на старте. У них еще нет выстроенной системы управления, совета директоров, топ-менеджеров. Вдохновитель бизнеса в этот момент находится в очень хаотичном контексте: ему нужно найти правильную модель монетизации, каналы продвижения, а контекст постоянно меняется. Предстоит много раз протестировать гипотезы, найти подход к клиенту, найти свой сегмент на рынке, адаптироваться к социальному контексту…
— Может ли предприниматель обмануть «черных лебедей», сделав в своем образовании ставку на заведомо выигрышные восходяшие тренды, например, на технологии искусственного интеллекта? Может ли он строить бизнес на тех компетенциях, которые гарантированно будут востребованы завтра?
— Экспертиза в перспективных областях важна, она действительно может смягчить удар в случае прилета «черных лебедей» — например, если у человека есть профессиональный бэкграунд в технических областях или есть желание развиваться в этом направлении, совершенствовать свои технические навыки — это важно, но… Мне кажется, что еще более важны социальные связи, нетворкинг, умение перегруппироваться в контакте с другими людьми, которые понимают, что происходит на рынке, какие открываются возможности, как перестраиваются логистические цепочки… Такие ресурсы гораздо важнее, чем строчка в резюме о том, что ты разбираешься в машинном обучении или блокчейне.
Мое предположение никак не нивелирует ценность технологических навыков. Они нужны, важны, но не нужно делать ставку только на них: социальный капитал важнее знаний. Если у человека есть широкая социальная сеть, то в случае неудачи, когда что-то пошло не так, эта сеть поможет предпринимателю — друзья позовут его в другие проекты, дадут возможность заработать.
— Вы говорите, что в условиях стресса от человека требуется высокая адаптивность. Но всем ли она по плечу? Не может ли ситуация, когда картина мира постоянно рушится, привести к депрессии?
— Такой риск есть. В декабре 2022 года я проводила лекцию «Обучение и стресс». Одна из идей стояла в том, что образовательный процесс — это экзистенциальная перепрошивка картины мира. Для того, чтобы обновить картину мира, ее нужно разрушить. То есть, чтобы мы могли представить себе новую реальность, мы должны допустить, что наши предыдущие убеждения распадутся. Процесс разрушения картины мира обычно воспринимается как кризис. Но, если это происходит в образовательном пространстве, то этот кризис преодолевается, из него есть позитивный выход. Когда картина мира рушится, для человека особенно актуальным становится духовное, интеллектуальное развитие: изучение неприкладных, философских дисциплин помогает пересобрать картину мира и преодолеть экзистенциальный кризис, который может закончиться депрессией.