Инвестиции: за закрытыми дверями
Текст: Алексей Макурин, журналист. В подготовке принимали участие члены Forbes Club Оксана Балаян и Улан Илишкин
Какие инструменты используют российские инвесторы в условиях санкций и насколько успешно?
В 2022 году самые искушенные специалисты по инвестициям признавали: главная задача под санкциями — не заработать деньги, а сохранить. Внутренние финансовые рынки в России драматически упали, зарубежные частично закрылись для россиян. 3,5 млн человек потеряли 1,5 трлн рублей, которые были вложены в заблокированные Западом активы, номинированные в долларах и евро.
Но по итогам 2023 года те, кто сделал правильные ставки, остались в хорошем плюсе, даже не выходя на зарубежные рынки. Индекс Мосбиржи с учетом падения курса рубля вырос в полтора раза, что не сильно уступает росту индекса S&P 500. Не прогадали и те, кто вложился в золото, подорожавшее в рублях на 40%.
В то же время доступ к иностранным бумагам стал еще более затруднительным. В ноябре 2023 года подпала под санкции Санкт-Петербургская биржа — последняя площадка, которая вела операции с иностранными ценными бумагами в РФ. Инвесторы потеряли доступ к своим зарубежным акциям, что были куплены на СПБ Бирже раньше. Домашний рынок в такой ситуации для подавляющего большинства — единственный из доступных. Что он может предложить? С какими перспективами? И какие варианты остались для инвестирования за рубежом?
Новые возможности
Главными двигателями инвестиционного процесса в России стали перестройка экономики и восстановление рынков после падения. Отечественные инвесторы, которые ищут приложение свободным деньгам, и отечественные компании, заинтересованные в ресурсах для развития, стали нужны друг другу как никогда. Об этом свидетельствует нарастающий в стране бум IPO, который организуют игроки второго бизнес-эшелона.
«Такого количества IPO, как планируется сейчас, не было с 2007 года. Это усиливает интерес к российским акциям, — отмечает председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России», генеральный директор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев. — Неплохие прошлогодние результаты дают публичным компаниям возможность выплатить достойные дивиденды. Это еще один фактор, поддерживающий спрос на акции. А спрос на облигации стимулирует высокая ключевая ставка, которую ЦБ РФ с ноября 2023 года держит на уровне 15-16%».
Появились новые возможности, которых не было раньше. «Почти все российские публичные компании перерегистрировались в российской юрисдикции или находятся в процессе редомициляции (перевода регистрации в РФ). Поэтому сейчас можно непосредственно в России инвестировать в бумаги топовых отечественных эмитентов, которые раньше котировались исключительно за рубежом и приоритетный доступ к которым был у иностранцев. Сейчас эти бумаги можно приобрести на Московской бирже. Это большой плюс», — отмечает международный юрист в области комплексных корпоративных сделок и проектов, управляющий партнер BALAYAN GROUP Оксана Балаян.
«Ожидается, что экономический рост в России пусть медленно, но продолжится. Строить прогнозы на будущее по-прежнему трудно, так как на российскую экономику по-прежнему сильно влияют непредсказуемые внешнеполитические события, — дополняет картину заместитель председателя правления Росбанка Улан Илишкин. — В такой ситуации важно сформировать сбалансированный портфель, сочетающий более доходные и рискованные инструменты с менее доходными, снижающими уровень риска. Такая возможность есть. В 2024 году российские инструменты могут уверенно обеспечить доходность в районе 20% годовых в рублях или около 8% в долларах».
«Отличным результатом на российском фондовом рынке сейчас будет 25% годовых», — полагает Павел Самиев.
Консервативный подход
Что лежит сегодня в российских инвестиционных портфелях? И как работать с этими инструментами?
«Частные инвесторы отдают предпочтение инструментам с фиксированной доходностью. Весной 2024 года они позволяли с минимальным риском получить 14% годовых, а с умеренным риском — 17%, — говорит Илишкин. — Однако Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что во второй половине года ключевая ставка может быть понижена. Это приведет к падению ставок по облигациям и депозитам. Значит, сейчас целесообразно зафиксировать нынешнюю высокую ставку, приобретая инструменты с фиксированным доходом, срок которых превышает год-полтора».
«Инвесторы с повышенным вкусом к риску покупают облигации компаний второго-третьего эшелона, привлекающие деньги под повышенные проценты. В нынешних условиях это 5-6% к ключевой ставке, что дает больше 20% годовых, — продолжает Самиев. — С лета 2023 года, когда государственная кредитно-денежная политика ужесточилась, популярными стали облигации с плавающей ставкой, которая меняется вслед за изменением ключевой ставки. Это хеджировало риски, связанные с ростом ставки ЦБ. Но если последняя снова начнет снижаться, выгоднее станут долговые бумаги с фиксированным купоном».
В неустойчивой макроэкономической ситуации российские долги нередко торгуются ниже номинала. Особенно дешевы ОФЗ, которые раньше выпускались на 10–15 лет. Их можно купить за 70–80% от стоимости с перспективой дальнейшего погашения по 100%. Благодаря этому владельцы облигаций смогут получить дополнительный доход. Но низкая цена таких бумаг — опять-таки плата за повышенный риск.
«Если делать вложения на такие длинные сроки, то на небольшую часть портфеля, — предупреждает Илишкин. — Очень дешевые облигации могут еще сильнее подешеветь и затем годами восстанавливать свою стоимость. Поэтому важно, чтобы ничто в вашей текущей жизни не зависело от заморозки активов в этих бумагах. Тогда их можно будет держать до погашения. Второй неизвестный параметр, который не позволяет сейчас прогнозировать реальную доходность долгосрочных ОФЗ, — курс доллара. Сильное падение рубля может существенно снизить выгоду от вложений на 10–15 лет».
«Очень трудно прогнозировать курс рубля, инфляцию, ключевую ставку ЦБ. В таких условиях инвестировать в долговые бумаги предпочтительнее на короткий срок, не более чем на год. Поэтому инвесторы держат облигации в среднем три месяца», — отмечает Самиев.
С учетом этих факторов, как показывает практика, консервативные инвесторы предпочитают вкладываться в золото. Инвестиции в драгоценные металлы позволяют зарабатывать как на подорожании базового актива в долларах, так и на девальвации национальной валюты. «Мы ожидаем, что до конца 2024 года цена на золото останется в диапазоне $2,3-2,5 тыс. за унцию. С начала года, как мы и прогнозировали, доходность доходила до уровня 20%. Тем не менее, потенциал еще не исчерпан полностью, — делится прогнозом Илишкин. — Но чаще всего такой высокой доходности золото не приносит. Это инструмент для хеджирования рисков, а не для интенсивного наращивания стоимости активов. Поэтому в инвестиционном портфеле рекомендуется выделять на его долю не больше 10%».
До 2022 года российские компании и государство выпускали облигации, номинированные в долларах и евро. Теперь это невозможно. Но появились корпоративные бумаги в юанях. Как показал себя новый инструмент? «Для диверсификации портфеля и хеджирования рисков он интересен, — делится выводами Илишкин. — Средняя доходность облигаций в юанях в 2023 году была в районе 4-5% в валюте. Это больше, чем у рублевых, если пересчитывать на рубли. Но надо учитывать, что юань — валюта, которую жестко контролирует китайское правительство. При желании оно может ослабить его курс административным путем. А предсказать такие действия невозможно».
В паре с риском
Какие инструменты доступны тем, кому мало 20% годовых? Самую большую прибыль в 2023 году принес биткоин. По данным Google Finance, курс биткоина 30 декабря 2022 года составил 1 182 834 рубля, через год, 30 декабря 2023-го, добрался до значения 3 761 084 рубля, а 11 апреля 2024 года находился на отметке 6 504 923 рубля. Но колебания курса биткоина за последние два года достигали сотен процентов. И хотя криптобиржи всячески демонстрируют независимость, у западных правительств тоже есть рычаги влияния на них. Прекращение работы в России крупнейшей биржи Binance тому подтверждение. «Криптовалюта — инструмент, о фантастических возможностях которого слышали многие. Но лишь немногие сумели с его помощью заработать. Инвестируя в крипту, нужно быть готовым потерять все», — отмечает Самиев.
Остается классика: акции и биржевые фонды. «Акции в 2024 году не будут расти так же быстро, как еще недавно, когда рынки восстанавливались после падения, — полагает Илишкин. — Но отдельные случаи быстрого роста все же будут. Есть недооцененные компании в черной металлургии. Могут быть интересными крупнейшие нефтяные компании. В финансовый сектор тоже стоит идти, покупая акции банков-лидеров. И конечно, это бумаги, которые компании выпускают во время IPO. В 2024 году ожидается от 20 до 50 первичных размещений акций. Выбор широкий. Но важно выбрать такого эмитента, бумаги которого будут расти и дальше. Предсказать подобный рост, не будучи профессиональным инвестором, сложно. Лучше диверсифицировать риски, купив акции фонда, включающего бумаги разных компаний второго эшелона и разные выпуски IPO. Анализ показывает, что у вложений в фонды доверительного управления неплохие перспективы. В 2023 году эти вложения обыграли средние биржевые индексы на 10–15%. Наши фонды, например, показали доходность больше 30% годовых».
Горячие метры
Среди лидеров фондового рынка в 2023 году были компании, возводящие в России жилье. Акции некоторых московских застройщиков выросли на 50–80%. Продолжится ли этот тренд? Жилищный рынок России разогрели госпрограммы по выдаче льготной ипотеки. Льготную семейную ипотеку решено продлить до 2030 года. Но для большинства других потенциальных покупателей правила выдачи жилищных кредитов с господдержкой ужесточились, и такого высокого спроса на новостройки, как раньше, аналитики не ожидают. «Акции строительных компаний ведут себя по-разному. К выбору нужно подходить точечно, — рекомендует Илишкин. — Мы, как банк, взаимодействуем с компаниями, которые создали фонды недвижимости. Здесь нам в первую очередь интересны проекты, ориентированные на инвестиции в склады и офисы. Пока доходность таких фондов в лучшем случае 15%, что не перебивает даже условия депозитов. Но когда ключевая ставка ЦБ опустится, фонды, которые вложились в объекты с арендными платежами, станут более привлекательными. Что касается покупки объектов недвижимости для дальнейшей перепродажи, то состоятельным инвесторам такие проекты невыгодны. При нынешнем уровне арендных ставок вложения будут возвращаться слишком долго. Ликвидность у недвижимости низкая. Велик риск, что в случае необходимости объект будет продан с потерями».
На зарубежных рынках недвижимости эксперты также предлагают выбирать не спекулятивную стратегию, а арендную. И естественно, в дружественных странах. «Интересные объекты по-прежнему можно найти в ОАЭ. Но искать нужно не в Дубае, где недвижимость уже слишком дорога, а в других эмиратах, — размышляет Самиев. — Еще один потенциальный адрес — Северный Кипр. Эта территория не признана в мире как независимое государство. В последнее время там бурно развиваются туризм и деловая инфраструктура. Поэтому вложения в отели и офисы могут стать выгодными и приносить стабильный доход».
Плюс заграница
Самый простой способ диверсифицировать страновую структуру инвестиций — покупка иностранной валюты. Тренд последнего времени — рост вложений в юани, дирхамы и другие валюты дружественных юрисдикций. По данным Банка России, депозиты, открытые физическими лицами и ИП в китайской валюте, в течение 2023 года выросли на 47%. Но, с другой стороны, по данным ЦБ РФ, несмотря на все ограничения, 70% валютных трансграничных операций физлица по-прежнему проводят в долларах и евро.
«Юань хеджирует риски, связанные с санкциями и ослаблением рубля. Однако расплатиться им можно не везде и не всегда. Для международных платежей и заграничных поездок он неудобен, — комментирует банковскую статистику Самиев. — К тому же юань имеет тенденцию ослабления к ведущим валютам. Для открытия депозита больше подходят дирхамы ОАЭ, курс которых привязан к курсу доллара. Но их мало на рынке».
«Валютные вклады оправданны для долгосрочных сбережений при очень консервативной политике. Обычно, если не происходит девальвации рубля, они понижают доходность инвестиционного портфеля. Тем, кто хочет зарабатывать больше, лучше воспользоваться рублевыми инструментами, привязанными к иностранной валюте, — рекомендует Илишкин. — Логично, что состоятельные инвесторы стремятся инвестировать валюту в других странах. Но сейчас привилегированные клиенты нашего банка почти остановили инвестиционную активность за рубежом. Слишком высоки риски заморозки вложений».
«Есть иностранные брокеры, которые по-прежнему открывают россиянам счета. Но я не стал бы инвестировать через них. Неизвестно, что будет дальше, какие новые финансовые ограничения для российских граждан появятся», — предостерегает Самиев.
А может быть, уже появились надежные способы санкции обойти? Международный юрист Оксана Балаян не советует их искать: «За обход санкций на Западе установлена серьезная ответственность. Нужно стараться выбирать решения, адаптированные к новым реалиям, не нарушая зарубежное законодательство. Универсального рецепта нет. Юридические механизмы, позволяющие инвестировать в ценные бумаги недружественных стран, индивидуальны. И здесь, конечно, не обойтись без надежных юристов с международным опытом».
Один из доступных путей зарубежного инвестирования — вложение в фонд дружественной страны, владеющий западными бумагами. Есть ли риски в этом случае? «Все зависит от политики фонда, — разъясняет Балаян. — Зачастую никаких ограничений для граждан России в таких зарубежных фондах нет. Но могут быть проблемы у инвесторов, находящихся под санкциями или связанных с российскими госструктурами. Чем ближе ваш бизнес к государству, чем важнее для экономики страны ваш проект, тем аккуратнее нужно быть. Например, под лупу иностранных регуляторов могут попасть владельцы частных компаний, выполняющих заказы оборонных предприятий. В силу этих обстоятельств фонды даже в дружественном зарубежье нужно выбирать осторожно. Многое становится ясно уже при изучении списка документов, которые фонд требует перед подписанием договора с инвестором. Например, стоит насторожиться, если в анкете появляются вопросы о гражданстве других стран или о том, в каких странах у вас есть счета и недвижимость».