Ольга Флер: «Социальный капитал — это важнейший актив в современном мире»
Ольга Флер начала карьеру в 19 лет, открыв маркетинговый бизнес. Окончила Московскую академию бизнеса и управления, факультет журналистики МГУ. Вместе с партнерами организовала серию социальных проектов в России, США, ОАЭ, других странах. Лауреат премий журнала «Большой город», The Internet Entrepreneurs Award, Pitch & Award, EY «Деловые женщины» и других. Предпринимательница видит свою миссию в том, чтобы соединять людей
Виталий Алексеев
В России Ольга Флер известна по благотворительному аукциону встреч Meet for Charity, средства от которого направляются на нужды благотворительных фондов. В проекте Meet for Charity участвовали Владимир Познер, Владимир Волошин, Ирина Хакамада, Александр Овечкин, Сергей Горьков, Ксения Собчак, Баста… Участникам аукциона предоставлялась возможность личной встречи с этими и другими известными людьми — предпринимателями, спортсменами, журналистами, артистами.
Оценив роль социальных связей для выхода на новый уровень в бизнесе и личном развитии, Ольга Флер создала еще несколько проектов, концепция которых выстроена вокруг формирования социального капитала. В интервью Forbes Club она рассказывает о трех инициативах: об аукционе встреч Meet for Charity, о сообществе Dubai Friends и закрытом интеллектуальном клубе Akademy Dubai. «В основе всех этих проектов лежит стремление людей взаимодействовать друг с другом для совместного роста и развития. Социальный капитал — это важнейший актив в современном мире», — подчеркивает Флер.
Meet for Сharity: кофе со звездой
— Как вы формулируете идею проекта Meet for Сharity?
— Это аукцион встреч с известными интересными людьми. Меценат может побиться на аукционе за встречу с тем, кто ему интересен. Если он выиграл, встреча проходит в формате один на один, а деньги направляются благотворительному фонду, который предложил лот — героя аукциона.
— А какой мотив у героя встречи — известного человека?
— Чаще всего помощь тем, кто в этом нуждается, или даже спасение чьей-то жизни. Был случай, когда мы готовили встречу с Леонидом Парфеновым. Он сказал, что он интроверт, что больше всего на свете любит уединение на даче и книги. Представитель фонда объяснила ему, что на кону судьба благотворительного фонда: если он не получит эти полмиллиона рублей, то вынужден будет сократить программы помощи детям. Тележурналист сказал, что тогда он готов выйти из зоны комфорта и поехать на встречу. «В итоге вышел интереснейший разговор, который продлился более четырех часов», — сообщает меценат проекта Петр Коваленко, который приобрел на аукционе более 200 встреч.
— Как вы придумали эту модель: проводить встречи за деньги, которые будут направлены на благие цели?
— Это произошло случайно в 2016 году: мне нужны были средства для организации праздника для детей с ограниченными возможностями. Идею подсказала моя подруга. Я подключила фонды, предложила им пригласить к участию своих попечителей — известных людей, создала технологию и поставила встречи на поток. Таким образом мы собрали более 310 млн рублей на нужды 160 благотворительных фондов России.
— У этого проекта есть прецеденты?
— Когда мы уже провели серию встреч, я узнала, что в США есть подобный проект. В момент старта я о нем не знала.
— Встречи проходят в камерной обстановке за закрытыми дверями?
— Необязательно. Лотом может быть урок фигурного катания у знаменитого тренера. Или экскурсия по музею. Или дегустация вина с владельцем частной винной коллекции. Очень часто у мецената, который платит за встречу, есть бизнес-мотив: например, человек хочет рассказать о своей идее топ-менеджеру крупной компании. Таких встреч было множество: мы проводили встречи с руководителями крупных российских компаний, включая МТС, Mail.ru, «Сибур», «Самолет»…
— Сколько встреч вы провели за восемь лет существования проекта?
— На данный момент более 7,1 тыс.
— Сколько составляют средний чек и максимальный чек встречи?
— Аукцион стартует с 20 тыс. рублей с шагом 20 тыс. рублей. Средний чек составляет примерно 160 тыс. рублей, а максимальный лот был продан за 3,5 млн рублей — это была встреча с Ксенией Собчак.
— Как вы выбираете фонды, которым помогаете?
— Фонду должно быть более трех лет. Фонд предоставляет отчетные документы о своей работе, мы изучаем отзывы, читаем рекомендации и принимаем решение о сотрудничестве. Для нас важна максимальная прозрачность и эффективность деятельности фондов-партнеров.
— С какими показателями вы закрыли 2023 год?
— Несмотря на все сложности, мы собрали 75 млн рублей. Это было удивительно, потому что в периоды экономических и социальных стрессов расходы на благотворительность обычно сокращаются.
— Насколько оптимистичны в связи с этим ваши планы на 2024 год?
— Мы хотим собрать и направить на благотворительность не менее 100 млн рублей. Планируем создать новый сайт, увеличить активность пользователей для того, чтобы достигнуть цифры в 200–250 млн в год. Наши партнеры «Столешники Хауз» строят для проекта пространство «Дом Meet for Charity» в Столешниковом переулке. Я привлекаю инвестиции для запуска проекта на Ближнем Востоке.
Dubai Friends: «колесо баланса»
— Как возникла идея сообщества Dubai Friends?
— Как в классических историях про стартапы: в ответ на насущную потребность. Когда в феврале 2022 года я приехала в Дубай, то ощутила некий вакуум: я не понимала, с кем общаться, не знала город, было много бытовых вопросов. Поэтому я создала в мессенджере чат и пригласила знакомых, которые тоже находились в Дубае. Этот чат стал прообразом будущего сообщества. Мы объединили усилия с Ириной Барановой, и сейчас в дубайском чате 1207 человек. Аналогичная потребность возникла у релокантов в Турции, Грузии, Израиле, других странах — всего таких чатов 18, в каждом из них около 200 участников. В основе всех этих проектов лежит одна и та же идея — формирование прочных социальных связей для жизни, работы и развития бизнеса на новом месте.
— Кто составляет целевую аудиторию сообщества?
— Люди, приехавшие из России в ОАЭ и в другие страны, которые я назвала: владельцы крупного и среднего бизнеса, топ-менеджеры в возрасте 35–55 лет. Некоторые из них входят в рейтинги Forbes. В основе сообщества лежит идея, которую я называю «колесо баланса» и которая включает в себя разные аспекты жизни человека: работу, спорт, семью, образование и т. д. Задача сообщества — заполнить эти сферы жизни человека для его максимального комфорта. В сообществе есть группы и дочерние чаты по этим направлениям.
— Как быстро растет сообщество?
— Обычно в неделю к нам присоединяются от пяти до 15 человек.
— Как вы принимаете в клуб новых членов?
— Кандидаты должны предоставить рекомендации от действующих членов клуба и заполнить анкету о себе. В этой анкете человек рассказывает о своих интересах, возможностях. Эти сведения помогают планировать работу клуба.
— Есть ли у сообщества свод правил?
— Да, такой свод есть. Мы не обсуждаем политику. Поддерживаем позитивный настрой, уважительный стиль общения. Были случаи, когда мы расставались с участниками, которые нарушали эти нормы. За соблюдением этих правил следят модераторы.
— В каких форматах проходят встречи сообщества?
— Мы стараемся разнообразить жизнь сообщества, поэтому работаем в форматах public talks, форум-групп, организуем спортивные и развлекательные мероприятия. Участники сообщества ежедневно взаимодействуют между собой, за два года было запущено много совместных бизнес-проектов.
— Как именно сообщество помогает участникам в адаптации на новом месте?
— Мы проводили встречи по вопросам местного законодательства — например, анализировали нормы, регулирующие оборот недвижимости. Также были встречи, посвященные образованию детей, инвестициям, бизнес-возможностям в Дубае. Много запросов на консалтинг. За два года у нас сформировалась экспертиза по продвижению бизнеса в этом регионе. Мы консультируем участников сообщества по вопросам работы на Ближнем Востоке и интеграции бизнеса в международный контекст.
— Как устроена бизнес-модель проекта?
— В проекте несколько инструментов монетизации. Мы проводим мероприятия, на которые можно приобрести билеты, работаем со спонсорами для организации партнерских событий, есть пакеты по размещению рекламы. Также существуют условия по привлечению инвестиций в рамках сообщества, есть консалтинговая поддержка, о которой я рассказала.
— Какие цели вы ставите перед проектом в 2024 году?
— Мы планируем проводить встречи на еженедельной основе. Работаем над цифровизацией проекта — хотим предоставить участникам сообщества онлайн-инструмент, который будет помогать решать их вопросы: от поиска окружения и партнеров по бизнесу до решения бытовых проблем. Это решение будет доступно по подписке за $30 в месяц.
Akademy: в гостях у шейхов
— Как вы формулируете главную идею этого проекта?
— Akademy — закрытый интеллектуальный клуб, членов которого объединяет общая цель — личностный рост и развитие через образование. Cлоган проекта — «Никогда не переставай учиться». Члены клуба в ОАЭ хотят глубже узнать регион, в котором живут, его историю и культуру, познакомиться с лидерами Ближнего Востока. В ответ на этот запрос мы создаем кураторскую программу, которая включает выступления лидеров: ученых, мыслителей, предпринимателей, деятелей культуры, инноваторов…
— Кто придумал этот проект?
— Проект родился в Лондоне в 2020 году, он основан предпринимательницами Камилой Шаймиевой и Анастасией Беляк. При создании проекта они опирались на богатый клубный опыт Великобритании. В 2023 году я выступила партнером клуба в Дубае.
— Кто выступал на встречах Akademy?
— На открытии Akademy в Dubai Opera выступила Дана Аль Фардан, представитель одной из самых влиятельных семей Катара. Дана — музыкант, посол Катарской филармонии. Это первая женщина в Катаре, которая профессионально занялась вокалом, стала композитором. До недавнего времени подобная профессиональная траектория для женщины в регионе была невозможной. В декабре 2023 года Дана приняла участников клуба у себя дома. Мы встречались с представителем королевской семьи Бахрейна шейхом Рашидом бен Халифой Аль Халифой. Он архитектор по образованию, коллекционер, президент Бахрейнского общества искусств. Шейх принимал нас у себя дома, рассказывал о своих проектах. Другая встреча — с доктором Суад Аль Шамси. Это первая женщина в Эмиратах, которая стала авиационным инженером и, несмотря на все трудности, сделала успешную карьеру в отрасли. Обсудили горячие темы с Миной Аль-Ораиби, главным редактором ведущего новостного медиа Дубая — The National. Также встретились с принцессой Омана Саидой Басмой Аль Саид и поговорили о важности ментального здоровья. В следующем сезоне нам предстоит встреча с султаном Аль- Касcеми — членом правящей семьи Шарджи, известным педагогом, коллекционером произведений искусства, ученым.
— Как выглядит «аватар» пользователя Akademy?
— Это люди в возрасте от 35 до 65 лет, успешные и состоявшиеся в карьере, которые живут в ОАЭ. Они приехали из разных стран. Участники клуба владеют компаниями либо управляют крупным бизнесом. Они состоялись в профессиональном отношении, но заинтересованы в саморазвитии, погружении в региональный контекст. Членам клуба интересно установить контакты с лидерами региона и формировать качественный социальный капитал.
— Может ли человек, узнавший о проекте из публикаций в медиа, вступить в клуб?
— Кандидаты проходят собеседование. Это необходимо для того, чтобы в клубе были собраны люди, имеющие общие ценности, совместимые друг с другом. Такие требования свойственны традиционным английским клубам, которые для нас, как я уже сказала, являются референсом. Akademy работает на английском языке.
— Какие мотивы движут спикерами? Почему им интересно выступать перед членами Akademy?
— Спикеры разделяют с нами общие ценности.
— Вы сказали, что цель Akademy — интеллектуальное развитие. Как вы формулируете образовательный результат?
— Он состоит в том, что регион Ближнего Востока перестает быть для членов клуба «закрытым». Большинство людей знают историю Европы, ее роль в мировой цивилизации, но не всегда могут оценить вклад Ближнего Востока в глобальное развитие. На встречах Akademy участники открывают для себя неизвестные страницы истории региона. Члены клуба подчеркивают, что такие открытия для них исключительно важны. Также на встречах они получают ценные идеи из других областей жизни. Например, после беседы с принцессой Омана Саидой Басмой Аль Саид, которая является послом ментального здоровья (она открыла в стране сеть клиник этого профиля), участники клуба говорили, что узнали много нового о взаимодействии с детьми, о подходах к их воспитанию.
— Как проходят встречи Akademy?
— Мы тщательно подходим к выбору площадок, потому что встречи проходят в камерном формате, нам важно обеспечить доверительную атмосферу общения гостя с членами клуба. Сотрудничаем с культурными институтами ОАЭ, проводим встречи в музеях и библиотеках, а также в частных домах коллекционеров и спикеров.
— Как члены клуба взаимодействуют друг с другом?
— Встречи клуба проходят два-три раза в месяц, возможность для контактов возникает часто. Мы ценим приватность участников и не форсируем общение между ними. Члены клуба сами выбирают, с кем общаться. Мы же сосредоточены на содержательной стороне встреч.
Meet for Сharity (2016)
Формат: Аукцион встреч с известными интересными людьми.
Цифры: 7,1 тыс. встреч за восемь лет. Выручка составила около 310 млн рублей.
Dubai Friends (2022)
Формат: Сообщество российских предпринимателей, топ-менеджеров и специалистов, которые сделали ОАЭ центром своей активности.
Партнеры: Основатель рекрутинговой компании B.Lab Business Ирина Баранова
Цифры: 1207 членов в ОАЭ. Платный доступ к мероприятиям и сервисам проекта.
Akademy (2023)
Формат: Клуб людей, которые хотят глубже узнать историю и культуру Ближнего Востока.
Партнеры: Проект реализуется в партнерстве с предпринимательницами Камилой Шаймиевой и Анастасией Беляк.
Цифры: Членский билет стоит 20,5 тыс. дирхамов (около $5,6 тыс.) в год.
Фото: Тимофей Колесников