Пять движущих сил: что изменит бизнес-школы
Инвестиции в технологии, следование целям устойчивого развития и стратегические партнерства могут существенно помочь бизнес-школам повысить конкурентное преимущество
В обществе меняются ожидания от бизнеса — его успех больше не определяется только стоимостью активов, количеством покупателей, сотрудников или отзывами на продукцию. Теперь компании должны, как минимум, изменить мир к лучшему. Эти движущие силы влияют и на бизнес-школы — заставляют доказывать свое позитивное социальное влияние и развивать лидеров с осознанностью и эмпатией.
Эксперты AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business, Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ, — Forbes Club) выделяют пять правил, которые помогут бизнес-школам достигать системных изменений в ответ на меняющиеся потребности общества и бизнеса.
1. Положительное влияние на общество
Молодое поколение переосмысливает то, как должно выглядеть бизнес-образование. Они ждут, что школы и университеты станут катализатором позитивных изменений вначале внутри бизнес-сообщества, а позже — в обществе в целом. Такие изменения возможны благодаря эффективным исследованиям, результаты которых заставят компании изменить неработающие бизнес-стратегии, а также благодаря новым навыкам будущих лидеров, которые смогут своевременно реагировать на вызовы и предугадывать риски.
Эксперты AACSB советуют преподавателям сосредоточиться на исследованиях и научных работах, которые могут оказать положительное влияние на общество. А также продвигать результаты этих исследований в медиа.
Очень важно, как именно организации формулируют свои идеи и доносят их обществу. Бывший генеральный директор Unilever Пол Полман утверждает, что большинство компаний неудачно выбирают цели, что вредит и стратегии, и операционным решениям. Чтобы исправить это, Полман призывает изменить образ мышления лидеров, сфокусироваться на «долгосрочных выгодах бизнеса и общества». Например, следовать целям устойчивого развития ООН.
2. Принципы разнообразия и справедливости
Бизнес-школы должны интегрировать принципы разнообразия и справедливости во все свои процессы — от набора студентов до разработки учебных программ. Идеальная образовательная площадка, по мнению экспертов AACSB — это инклюзивная среда, которая поддерживает современные ценности.
Это крайне важно в разрезе поколенческих особенностей. Исследование, на которое ссылаются авторы отчета, показывает, что 77% представителей поколения Z выбирают компании и организации, ценности которых совпадают с их собственными.
Ценности важны и для миллениалов — они ожидают, что бизнес как сфера возьмет на себя глобальную социальную ответственность. 64% представителей поколения Y в том же исследовании заявили, что готовы отказаться от взаимодействия с компанией, если она не имеет корпоративных ценностей.
3. Партнерские отношения
Бизнес-школы должны оценить влияние партнерских отношений по всем направлениям — от учебной программы до информационно- просветительских инициатив. Установление успешных партнерских отношений требует стратегического подхода, но при правильном выборе соратников образовательные решения выходят на новый уровень.
Удачное партнерство может стать конкурентным преимуществом. «В большинстве отраслей, где продукт является товаром, конкуренция основана на цене и ни на чем еще. Но странно было бы думать так о бизнес-школе или любом другом университете», — отмечает Сидни Финкельштейн, профессор менеджмента бизнес-школы Така и Дартмутского колледжа.
Поскольку образовательные учреждения стремятся внедрить более привлекательный гибридный опыт обучения, партнерство с организациями в области образовательных технологий может дать школам значительное преимущество.
4. Инвестиции в технологии
Обучение стало гибридным, и это требует от бизнес-школ инновационных подходов к обучению, которые не просто гарантируют всем ученикам доступ к образованию, но и смогут улучшить опыт обучения. Это могут быть иммерсивные платформы для повышения вовлеченности удаленных учащихся или инструменты на базе ИИ для персонализированного отслеживания успеха.
В скором будущем школам придется инвестировать не только в платформы для онлайн-обучения, но и развивать другие инновации, например, систему децентрализованного финансирования для оплаты обучения.
Особенно привлекательными выглядят метавселенные. Авторы отчета уверены, что метавселенные уверенно переходят из надуманной идеи в реальный инструмент, заставляя бизнес-школы включать этот блок в свои учебные программы и задумываться о том, как использовать инструмент в образовательных целях.
«Самая привлекательная особенность метавселенной — это то, как она повышает креативность и инновации, а также увеличивает пространство индивидуальности, креативности и свободы… В то же время развитие мультивселенной поддерживает геймификацию: это упрощает реальность. Менеджеры и другие профессионалы отрасли все чаще перемещаются в этот сложный мир», — отмечает Сантьяго Иньигес де Онсоньо, преподаватель Международного университета Испании.
5. Обучение преподавателей
Преподаватели — это лицо школы. Повышенные требования и ожидания заставляют их адаптироваться к новым технологиям и подходам в обучении. Помимо преподавания они выступают как исследователи, наставники, координаторы и консультанты.
Школам важно поддерживать обучение своих сотрудников, предоставлять им доступ к новейшим технологиям и исследованиям. Эксперты AACSB советуют создать систему взаимного обучения, где преподаватели смогут обмениваться опытом. Они уверены, что репутация и успех бизнес-школы напрямую зависят от того, насколько хорошо преподаватели коллективно развиваются.
Но также важно поддерживать стабильный эмоциональный и психологический фон в коллективе — создавать для учителей стабильный фундамент в виде финансовой поддержки, хорошего медицинского страхования и бонусных мотивационных программ.