По больному месту: как выбрать хорошую стоматологическую клинику
Хорошую клинику можно выбрать не ценой собственных ошибок, а с помощью нескольких хорошо отслеживаемых факторов, уверена основатель премиум-центров инновационной стоматологии Regale Лилия Кузьменкова
Как понять, что вы попали в хорошую клинику? Недостаточно просто проверить лицензию, ведь ее нет разве что в нелегальных подвальных кабинетах. Даже наличие современных микроскопов не всегда говорит о качестве стоматологического лечения, потому что мало купить инструмент, нужно уметь им профессионально пользоваться. Огромное количество сертификатов на стене возле ресепшена — тоже не показатель. Курсов существует огромное множество, но не все они предоставляют хорошее обучение. Однажды мы не взяли в клинику доктора, который хотел у нас работать, потому что он не дотягивал до нашего стандарта даже на уровне ассистента, а через какое-то время он запустил собственный курс для врачей. Можно только предположить, чему и как он будет учить докторов.
Искать клинику в соцсетях — не оптимальный вариант, поскольку многие клиники отдают аккаунты SMM-агентствам и не вникают в суть публикаций. Нам однажды пришлось разбираться со стоматологом, доктором медицинских наук, который взял фото наших работ и выложил их у себя. Даже если вы нашли в соцсетях клинику, которая вам понравилась, стоит прийти туда и лично оценить ее качество перед лечением. Как понять, что вы попали в грамотную клинику?
1. Клинику открыл грамотный врач
Я сама выбираю для лечения только те клиники, которые основал практикующий врач. Только на собственном опыте владелец понимает, какие процессы и как должны быть отлажены в заведении. Нанять хорошего управленца мало, потому что это назначение не гарантирует качество медицинской помощи.
Не погруженный в сферу владелец или управленец не будет четко понимать элементарные вопросы бюджетирования — какую аппаратуру закупать и какие материалы лучше использовать. При этом хорошая аппаратура, при условии, что ею пользуются грамотные врачи, — это залог хорошей диагностики. А хорошая диагностика — неотъемлемая часть качественного лечения. Или наоборот, покупают то, что совершенно не нужно в клинике, так как это распиаренные методы и просто маркетинговые ходы, которые никакой пользы в лечении не принесут.
2. Команда врачей: педантичные и чуткие доктора
Во время лечения пациент должен доверять врачу, точно знать, что доктор вылечит то, что нужно вылечить, и не увеличит чек бессмысленными, а порой и опасным вмешательством. К сожалению, проверить это перед лечением не представляется возможным, поэтому приходится оценивать врача по другим критериям:
- Педантичность — хороший доктор проверит каждую деталь, постарается ничего не упустить. Он может сидеть над одним зубом полтора часа, но провести лечение просто идеально.
- Право выбора — мы придерживаемся практики, когда в пограничных состояниях пациенту дают выбор самостоятельно принять решение, как поступить: удалять зуб или лечить. При этом мы всегда предупреждаем, что выступаем за сохранение зуба.
- Эмпатия — врач должен хотеть вам помочь. Эмпатия бывает разной: врач не должен плакать над вашими проблемами, но он должен сделать все, чтобы вы были здоровы. Если вам говорят: «Кариес еще не созрел, нужно подождать», это плохой звоночек. Нужно лечить все вовремя и не надо ждать распространения процесса. Поэтому, если вам так сказали «подождать», нужно просто сменить клинику.
3. Один в поле не воин
Даже самый грамотный и профессиональный врач не сможет полностью проанализировать состояние пациента. В клинике вам должны посмотреть не только зубы, но и височно-нижнечелюстной сустав, работу мышечной системы, собрать анамнез всех ваших систем и органов.
Это комплексное лечение, в котором должны принимать участие команда врачей. В клинике должно быть все самое необходимое, включая передовые технологии, для того, чтобы помочь пациенту. Команде предстоит выявить сопутствующие заболевания, интерпретировать их в конкретном клиническом случае, вылечить пациента и дать ему рекомендации.
4. Не садитесь в стоматологическое кресло, если над вами нет микроскопа
Безусловно, в клинике должно быть хорошее оборудование, но не менее важно то, кто и как пользуется этим оборудованием. Пациенту практически невозможно с первого взгляда определить качество аппаратуры и квалификацию врача, но есть единое и простейшее правило: если вам лечат зуб без микроскопа, хорошо вам его не вылечат.
Я часто слышу сопротивление после этой фразы, люди говорят: «Ну раньше же лечили без микроскопа как-то». Да, и анестезию раньше делали ударом по голове. Это не значит, что это хороший метод.
5. Чистота — залог здоровья
И я говорю не об элементарных правилах — чистый пол и наличие бахил. Зачастую пациент не может оценить стерилизацию инструментов. Для этого есть четкие параметры, главный из которых: когда вы входите в кабинет, наконечники инструментов должны быть не вставлены в стоматологический аппарат, а лежать рядом в стерильных упаковках, которые откроют при вас.
Многие клиники после одного пациента протирают эти инструменты спиртовой салфеткой и на этом все. А затем лечат ими же следующего. Это грубейшее нарушение правил стерильности. В стоматологических центрах Regale мы проводим обработку кабинета после каждого пациента — не только меняем инструменты все на стерильные, но и дезинфицируем все пространство, пол, ручки дверей и аппаратуру.
6. Не зацикливайтесь на отзывах
Многие клиники «грешат» удалением негативных отзывов и написанием собственных, сугубо положительных. Отследить это практически невозможно. Пациенты часто для того, чтобы найти хорошего врача, прислушиваются к рекомендациям друзей и знакомых. Это хороший вариант, но важно помнить, что каждый оценивает лечение по-своему. Одному пациенту достаточно того, что у него больше не болит зуб, другой ждет от врача эмпатии, а третий разочарован тем, что после лечения испытывает дискомфорт, хотя дискомфорт может быть как раз нормой после определенного лечения.
7. Система бьет класс
В грамотной клинике отлажено все — от записи до конечного результата лечения. Не только врач должен хотеть вам помочь, но и каждый сотрудник клиники. Ассистент должен полностью подготовить кабинет к вашему приходу, администратор — помочь записаться к нужному доктору. Каждый человек должен вносить свой вклад. Слаженность всего этого процесса зависит от руководителя. Он должен понимать, что нужно врачу и что нужно пациенту.
В центре этой отлаженной системы стоит пациент. Он — это самый главный человек в клинике, и наша задача — помочь ему. При этом пациент не может диктовать, как его лечить, потому что он не является специалистом. Но все пожелания других аспектов должны учитываться. Например, в Дубае, где мы недавно открыли стоматологический центр, в отрасли практически нет стандартов — пациент просит поставить виниры и врач их ставит, даже если есть серьезные противопоказания, например, нужно ортодонтическое лечение перед этим. У нас в клинике подобным вандализмом никто заниматься не будет. Все четко и согласно показаниям. Важно не навредить пациенту.