Осознанные покупатели предпочитают «зеленое»
Потребители становятся более осознанными — стараются не навредить природе покупками, ценят местное производство и заботятся о здоровье. Брендам приходится менять стратегии, чтобы удовлетворить меняющиеся запросы покупателей
Потребительский рынок постоянно меняется под влиянием технологий, социально-экономических сдвигов и общественных ценностей. Способность предвидеть эти тенденции и быстро к ним адаптироваться — отличительная черта лидеров рынка. Джоди Шоу, эксперт аналитической компании Kadence выделяет главные тренды, которые окажут влияние на спрос в 2024 году.
1. «Зеленое» входит в моду
Устойчивое развитие стало серьезным общественным запросом. Исследование, на которое ссылается автор статьи, показал, что 73% покупателей во всем мире готовы изменить свои потребительские привычки, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду.
Наиболее сильно эта тенденция в 2024 году будет влиять на сельское хозяйство. Еще одна сфера, попадающая под этот тренд — электромобили. Bloomberg прогнозирует, что к 2025 году на долю электромобилей будет приходиться 10% мировых продаж легковых автомобилей.
Однако покупателей волнует не только защита окружающей среды но и социальная политика компаний. Исследование Boston Consulting Group, на которое ссылается автор статьи, показывает, что бренды с ответственной ESG-политикойрастут в 4,5 раза быстрее, чем бренды, которые не уделяют внимание вопросам ESG.
2. Клиенты настаивают на персональном подходе
Технологии сбора и анализа данных расширили возможности компаний по коммуникации со своими потребителями. Раньше компании работали с категориями клиентов, теперь работают с каждым клиентом персонально. По результатам опроса Salesforce 66% клиентов ожидают, что компании поймут их уникальные потребности. Этот тренд установил новый стандарт обслуживания клиентов.
Особенно сильно тенденция коснулась сферы электронной коммерции. Например, в Amazon 35% покупок уже происходит благодаря рекомендациям по продуктам, основанным на алгоритмах. Этот уровень настройки улучшает качество покупок, повышает удовлетворенность клиентов и их лояльность.
3. Граница между мирами стирается
Технологии дополненной реальности и искусственный интеллект стирают границы между физическим миром и цифровым. В медиаиндустрии цифровой опыт серьезно изменил формат взаимодействия авторов и потребителей. Например, в серии «Брандашмыг» сериала «Черное зеркало», созданном Netflix, есть несколько вариантов сюжета. Зрители сами выбирают, какой поступок совершит главный герой в переломный момент, голосуют за предпочтительный вариант и меняют ход повествования.
Реклама — еще одна отрасль, преобразующая цифровой и дополненный опыт. Бренды используют виртуальную реальность для создания более привлекательных и интерактивных кампаний.
4. Собаки ждут здоровую еду
Сегодняшние потребители рассматривают здоровье целостно и ищут продукты и услуги, которые положительно и долгосрочно влияют на их благополучие. Например, они выбирают полезную еду — согласно отчету Nielsen, продажи продуктов, способствующих здоровью, выросли во всем мире на 4% в 2023 году.
При этом потребители заботятся не только о своем благополучии, но и о благополучии своих питомцев — сфера товаров для животных тоже меняется. Растет спрос на премиальные, органические и специально разработанные корма для домашних животных и продукты, которые улучшают общее состояние здоровья питомцев.
5. Конкуренция за последнюю милю обостряется
В отчете McKinsey & Company подчеркивается, что удобство является одним из главных факторов, которые клиенты учитывают при покупке — 60% потребителей во всем мире называют его ключевым. В сфере электронной коммерции главным аспектом удобства является доставка на участке последней мили. Amazon на этом рынке установил высокую планку со своим сервисом Prime, который предлагает быструю доставку до двери за несколько часов.
Финансовые услуги не остались в стороне от этой тенденции. Отрасль стремится предоставлять наиболее быстрые и удобные услуги — мобильный банкинг, бесконтактные платежи и цифровые кошельки.
6. Выигрывают честные бренды
Покупатели выбирают те компании и те продукты, которые соответствуют их личным убеждениям и ценностям. Потребление, ориентированное на ценность, меняет рынок — заставляет бренды быть более честными и прозрачными, более точечно искать целевую аудиторию и отслеживать жизненные взгляды ее представителей.
В 2024 году всем отраслям придется адаптироваться к предпочтениям потребителей. Авторы статьи убеждены, что компании, приверженные этическим и устойчивым практикам, смогут увеличить базу лояльных клиентов.
7. Соцсети опережают другие рекламные каналы
В 2023 году во всем мире насчитывалось более 4,62 млрд пользователей соцсетей. Это порядка 58,4% населения Земли. Для рекламных целей соцсети стали важнейшим каналом охвата и привлечения аудитории.
Эта тенденция меняет подход брендов к маркетингу, адаптируя стратегии под запрос пользователя, особенно молодежи. В соцсетях правила коммуникации отличаются от других рекламных площадок — здесь аудитория ценит доверие и межличностную коммуникацию, в связи с чем компани все чаще привлекают инфлюенсеров к взаимодействию со своими подписчиками.
8. Дома становятся все умнее
Гибридные форматы работы, стремление к комфорту и удобству, забота о здоровье — все это стимулирует спрос на товары и услуги, ориентированные на дом. Например, в технологическом секторе эта тенденция проявляется в увеличении инвестиций в интеллектуальные колонки, системы домашней безопасности, бытовой техники и тд. В отчете Statista прогнозируется, что мировые доходы рынка «умного дома» вырастут до $232 млрд к 2028 году.
Также тренд способствует росту провайдерских услуг. Исследование Ericsson прогнозирует, что глобальный мобильный трафик данных вырастет в четыре раза в период с 2021 по 2026 год, главным образом за счет увеличения онлайн-активности. Электронная коммерция тоже выигрывает от этого — согласно отчету eMarketer, глобальные онлайн-продажи в 2024 году впервые превысят $5 трлн, что составит более пятой части общего объема розничных продаж.
9. Роботы помогают совершать покупки
Одна из главных инноваций электронной коммерции — интеграция ИИ в торговые площадки. Такие решения позволяют настроить поиск и предложение товаров под конкретного пользователя, а также автоматизировать взаимодействие с клиентами. Опрос Salesforce показал, что 84% клиентов ценят опыт, предоставляемый компанией не меньше, чем ее продукты и услуги.
Другие важные инновации в электронной коммерции — дополненная реальность и виртуальная реальность. Они помогают потребителям визуализировать товары в реальном контексте перед покупкой. Gartner прогнозирует, что к 2024 году 25% людей будут проводить в метавселенной не менее одного часа в день для работы, покупок, образования, общения и развлечений.
10. Данные требуют защиты
С распространением онлайн-транзакций потребители все больше беспокоятся о безопасности своих данных. Согласно опросу Deloitte, 73% потребителей считают конфиденциальность данных важным фактором при выборе финансового учреждения. Это привело к значительным инвестициям банков в кибербезопасность.
Интернет-магазины обрабатывают огромные объемы данных о клиентах, что тоже делает их привлекательными целями для кибератак. Исследование IBM показало, что средняя стоимость утечки данных в секторе розничной торговли в 2023 году составила $2,01 млн. Это побудило онлайн-магазины внедрить более надежные протоколы защиты данных, например, улучшенное шифрование и безопасные платежные шлюзы.
11. Опыт становится важнее владения
У потребителей происходит ценностный сдвиг: впечатления от опыта становятся важнее, чем обладание товаром. Этому способствует развитие шеринговых сервисов, которые позволяют брать вещи напрокат или делить их с кем-то — теперь, чтобы получить впечатление от поездки на машине не обязательно покупать ее за огромные деньги, можно просто взять в каршеринге. В медиасекторе акцент сместился с владения физическими носителями на доступ к широкому спектру контента через потоковые сервисы.
12. Местные
Локализм — предпочтение товаров местного производства — тенденция, которая имеет особое значение в сельском хозяйстве, производстве продуктов питания и напитков, а также в отраслях потребительских товаров.
Исследование, на которое ссылается автор статьи, показало, что местные бренды растут быстрее, чем глобальные: потребительское предпочтение местных продуктов увеличивается на 50% по сравнению с глобальными. Потребители ищут продукты из местных ингредиентов, считают их более аутентичными и заслуживающими доверия.