Бюрюзовая мечта: существуют ли идеальные компании?
Одна из десяти глобальных перемен, с которыми столкнулись организации в 2023 году — это новые правила привлечения и удержания сотрудников, выяснили эксперты McKinsey. Люди пересматривают свое отношение к работе, а организации вынуждены реагировать на это — адаптировать ценности компании к ценностям и индивидуальным предпочтениям сотрудников. В связи с этим многие вспомнили о бирюзовой модели управления, которая до сих пор выглядит как недостижимый идеал
В 2014 году бельгийский предприниматель, тренер, оратор и теоретик Фредерик Лапу, в своей книге «Переосмысление организаций: иллюстрированное приглашение присоединиться к разговору об организациях следующего этапа» представил концепцию цветового подхода к стилям управления, которая устойчиво закрепилась в теории бизнеса. Лалу присвоил определенные цвета пяти моделям современных компаний — красный, янтарный, оранжевый, зеленый и бирюзовый. Эти цвета были расположены в порядке от самых примитивных и авторитарных — красный и янтарный, через более демократичные — оранжевый и зеленый, к самому независимому и интеллектуальному — бирюзовый.
Красную модель управления часто сравнивают с волчьими стаями. Она характеризуется жестким контролем и принятием решений сверху вниз. Вся власть находится в руках одного или двух человек, а их авторитет поддерживается страхом. По описанию Фредерика Лапы, даже в 2014 году таких организаций практически не осталось, а хорошим примером управления могут служить преступные группировки.
В янтарных организациях тоже преобладает строгая иерархия, но между людьми существует общая точка зрения. Для подчинения при такой модели управления используется самодисциплина, стыд и чувство вины, а стабильность и предсказуемость могут даже способствовать их росту. Примеры — католическая церковь и армия.
Оранжевые организации сосредоточены на внутренних процессах и нацелены на достижения, особенно краткосрочные. Руководство в них вознаграждает тех, кто приносит реальные результаты. Чаще всего по оранжевой модели управления работают университеты и крупные банки.
Согласно концепции, зеленая и бирюзовая модели управления — высшая степень развития организации. Зеленые организации имеют пирамидальную структуру, каждый сотрудник выполняет и контролирует свои задачи, но подчиняется начальству. При этом считается, что сотрудник является важным ресурсом компании, поэтому работодатель поддерживает его развитие. Основная цель таких компаний — удовлетворить потребности своих клиентов. Зеленая модель управления хорошо развита в некоммерческих организациях, но в последние годы многие компании стараются ее внедрить.
Бирюзовый менеджмент — самый инновационный стиль управления. В таких компаний каждый сотрудник является сам себе начальником, знает, как ему следует действовать, и несет полную ответственность за свои решения. При этом организация устраняет грань между частной и профессиональной жизнью, обеспечивает свободу и позволяет сотрудникам вести себя на работе так же, как дома, а также фокусируется на развитии каждого человека и основывается на принципы партнерства, сотрудничества и взаимного доверия. Цель таких организаций — постоянное совершенствование, руководство поощряет своих сотрудников коллективно определять направление роста.
Сам Лапу приводит в качестве примера бирюзовой компании Patagonia. Это американский ритейлер одежды для отдыха на природе. Она была основана Ивоном Шуинаром в 1973 году и базируется в Калифорнии. Patagonia управляет магазинами более чем в 10 странах, а также заводами в 16 странах. Компания известна своими экологическими инициативами. Например в 2019 году Patagonia объявила, что будет распространять свою фирменную продукцию только компаниям, приверженных экологическим, социальным и корпоративным целям. В сентябре 2022 года Шуинар передал право собственности компании Patagonia Purpose Trust, чтобы прибыль использовалась для решения проблемы изменения климата и защиты Земли.
И зеленая, и бирюзовая модель определяют сотрудников как важнейшую составляющую организации. Именно их приверженность помогает достичь ожидаемых результатов. Для обоих стилей важна корпоративная культура, основанная на доверии и общих ценностях. Для таких компаний нужно стимулировать развитие сотрудников, хотя в случае бирюзовых организаций эти процессы, несомненно, более сложны.
Лапу предполагает, что организации могут добиться большего успеха, приняв «бирюзовый» стиль управления. Однако концепция не раз подвергалась критике за завышенные стандарты. Например, Пим де Морри, журналист и сооснователь платформы о подходах к работе Corporate Rebels после личной встречи с Фредериком Лапу и посещения офиса Patagonia опубликовал статью Teal Ain’t Real.
«Американская компания по производству одежды Patagonia — это целеустремленная организация. Но это вообще не самоуправление. Patagonia использует иерархическую пирамидальную структуру, типичную для традиционных организаций. Кажется, что такой важный нюанс был утерян во всей дискуссии о бирюзовых цветах», — рассказал он.
По мнению Пима де Морри, полностью бирюзовых организаций вообще не существует. Он отмечает, что теория Лапу отражает своего создателя. Автор, во многом, смотрит на мир через призму духовности, поэтому и его концепция стала слишком идеалистической, уверен журналист. Он призывает не воспринимать книгу Лапу слишком буквально: «Используйте теории, модели, тематические исследования и лучшие практики в качестве источников вдохновения, но не забывайте критически оценивать их. Опасность в том, что вы попытаетесь стать скорее «бирюзовым», чем настоящим».