Почему метавселенные расширяются так быстро?
В ближайшие семь лет общий объем рынка метавселенных составит $980,5 млрд. Больше всего развитие виртуального мира должно повлиять на игры, фитнес, коммерцию и сферу образования
Виртуальные вселенные стремительно расширяются: согласно отчету Research and Markets, в 2022 году общий объем мирового рынка метавселенных составил $62,4 млрд, а к 2030 году он достигнет $980,5 млрд при среднегодовом темпе роста 41,1%.
Росту виртуального пространства поспособствовала пандемия ковида, отмечают аналитики Spherical Insights. В 2020 году из-за санитарных ограничений резко расширилась потребность в цифровом взаимодействии, это привлекло на рынок новых участников.
Некоторые компании, далекие от цифровой индустрии, сделали в период пандемии решительные шаги в сторону дигитализации. Например, в ноябре 2020 года гигант L’Oreal и проект Snap Camera разработали виртуальные маски с макияжем, которыми можно было пользоваться во время видеочатов в Google Hangouts, Google Meet, Houseparty, Microsoft Teams, Skype, Twitch и Zoom.
Эксперты McKinsey в отчете рынка метавселенных от 2022 года отмечают высокий интерес пользователей к рынку виртуальной реальности. Число поисковых запросов на эту тему в 2021 году выросло на 7200%, а платформу онлайн-игр Metaverse Roblox в феврале 2022 года ежедневно посещали более 55 активных пользователей.
Интерес пользователей заметили инвесторы. Объем инвестиций в виртуальный мир в 2022 году составил $120 млрд, это вдвое больше, чем в 2021 году, когда общий объем инвестиций в сферу составил $57 млн.
Помимо крупных технологических компаний и венчурных фондов в метавселенные активно инвестируют корпорации, работающие в других сферах, например, в медиа, производстве игрушек, модной индустрии. Например, в 2022 году компания Disney ввела пост топ-менеджера, ответственного за развитие метавсвеленной, LEGO инвестировала в Epic Games — эта компания в свое время помогала Balenciaga запустить коллекцию в виртуальном пространстве.
Роб Лоу, управляющий директор Digital Play в LEGO Ventures отмечает: «Сейчас подходящее время подумать: ладно, в реальной жизни, у нас есть игровые площадки и школы. И ясно, что это веселое игровое пространство. Но в равной степени нам нужно подобное и в метавселенной, чтобы ребенок не гулял один после полуночи в центре Сохо».
На развитие метавселенных, по мнению экспертов Research and Market, положительное влияние могут оказать следующие факторы:
- Расцвет генеративного ИИ,
- Развитие прикладного ИИ,
- Индустриализаци машинного обучения,
- Разработка программного обеспечения нового поколения,
- Развитие Web 3.0,
- Развитие облачные вычислений,
- Развитие квантовых технологий,
- Рост производства электроэнергии,
- Использование возобновляемых источников энергии,
- Применение экологически чистых технологий.
К 2030 году объем рынка метавселенных там составит $128,3 млрд, а среднегодовой темп роста достигнет 45,9%. Наиболее быстрорастущим регионом в данном сегменте станет Китай. Также аналитики Research and Markets ожидают серьезного роста от Японии и Канады, среднегодовой рост которых прогнозируется на уровне 35,9% и 37% соответственно.
Сдерживающими факторами развития рынка авторы отчета называют технические проблемы, особенно в таких областях как хранение данных, пропускная способность и вычислительная мощность. Преодоление этих проблем потребует значительных инвестиций в инфраструктуру и технологии.
Другой круг проблем связан с регулированием. Метавселенная работает в практически нерегулируемом пространстве, это может создать проблемы для компаний, стремящихся разрабатывать и внедрять продукты и услуги в метавселенной. Это может создать неопределенность и ограничить инвестиции в рынок.
Главный тренд рынка метавселенных — разработка стандартов совместимости. Они должны позволить пользователям беспрепятственно перемещаться между различными виртуальными мирами и средами внутри метавселенной, и такие разработки будут пользоваться большим интересом инвесторов.
Из отчета Global Data следует, что пока рынок метавселенных сосредоточен в основном вокруг потребительского использования. Сейчас наиболее успешными являются компании, разрабатывающие игры и социальные сети в этом сегменте, однако в ближайшие пять лет в лидеры вырвутся предприятия. Этот сдвиг будет обусловлен тем, что в ходе цифровой трансформации меняется рынок труда в различных секторах — от розничной торговли до здравоохранения и финансовых услуг. Уже сейчас некоторые крупные платформы начинают использовать метавселенные для поддержки гибридной формы работы, и этот тренд будет только укрепляться.
Эксперты McKinsey предполагают, что в будущем от метавселенных особенно сильно будут зависеть игры, фитнес, коммерция и сфера образования. При этом у компаний есть разные способы участия в метавселенных: от создания и управления собственным цифровым миром до распространения в виртуальном мире продуктов и услуг. Авторы отчета предполагают, что к 2030 году более 50% живых мероприятий будут проводиться в метавселенной, а более 80% торговли могут зависеть от того, что там делают потребители.
«Поведение потребителей в значительной степени сместилось в сторону цифровых образов, однако многие бренды еще не предоставили им такие возможности. Это открывает совершенно новую модель дохода для компаний, которые могут распространять цифровые активы, например, одежду», — приводит McKinsey слова Ирен-Мари Силиг, соучредителя и генерального директора AnamXR, компании по созданию платформ цифровой коммерции.
Тем, кто хочет получить конкурентное преимущество за счет интеграции с метавселенной, эксперты McKinsey советуют выдвинуть гипотезы, сформулировать цели, определить роль, которую будет играть компания в виртуальной среде. Тестировать и внедрять новшества специалисты McKinsey рекомендуют в три этапа:
- Запустить первоначальные варианты использования технологии, например, NFT или нативную рекламу в метавселенной;
- Отследить краткосрочный результат и определить правильные показатели успеха;
- Изучить поведение пользователей в виртуальной вселенной и сделать выводы о том, насколько подтвердились первоначальные гипотезы.
В случае удачи следует расширять возможности , включив метавселенные в свою бизнес-стратегию и операционную модель, четко определив, кто будет заниматься этими инициативами в организации.