Как уберизация выдавливает профессионалов
Процесс уберизации снижает порог входа в отрасль: навыки, которые опытные сотрудники осваивали годами, благодаря ИИ становятся доступны новичкам
С момента основания сервиса для вызова такси Uber прошло 14 лет, теперь он доступен более чем в 70 странах и 10 000 городов по всему миру, а название компании стало нарицательным из-за экономических процессов, которые запустил сервис. Под уберизацией понимается замена определенных людей или целых организаций при предоставлении услуг электронными сервисами.
Саму экономику уберизации относят к «шеринг-экономике» (share — делиться, — Forbes Club), этот термин описывает развитие сервисов для прямой связи потребителя и поставщика услуги. По оценкам Джеффа Хонга с кафедры делового менеджмента Городского университета Нью-Йорка, с 2010 года в этот сектор во всем мире поступило около $23 миллиардов венчурного финансирования. По прогнозу аудиторской компании PwC, за десятилетие своего существования объем экономики совместного потребления вырастет на $320 млрд — с $15 млрд в 2015 году до $335 млрд в 2025 году.
Размышляя об уберизации, главный редактор журнала Business Insider Мэтт Тернер вспоминает, что еще несколько лет назад водители такси в Лондоне были настоящими знатоками города. Пассажиры просто садились в черный кэб и называли заведение, приблизительный адрес или какие-то опознавательные признаки места, а таксисты понимали, о чем идет речь и в считанные секунды решали, как туда быстрее всего добраться. Дело в том, что на протяжении десятилетий каждый водитель такси в Лондоне должен был пройти тест под названием «Знания», который проверял, насколько хорошо они ориентируются в городе. Это был сложный экзамен, и некоторым требовалось до четырех лет обучения, чтобы успешно его сдать.
Теперь, когда в Лондоне, как и во многих других городах, появился Uber, «Знания» стали не нужны. Любой водитель может прикрепить телефон к панели управления, ввести адрес и спокойно передвигаться по всем переулкам города. «Внезапно знание названий каждой улицы в Лондоне перестало быть ценным навыком, так что любой, у кого есть водительские права, мог водить такси», — отмечает профессор Карл Бенедикт Фрей, директор по будущему работы в Оксфордской школе Мартина. В результате этих изменений в стране, по словам Карла Фрея, возросла конкуренция среди таксистов, а их доходы упали на 10%.
Другим результатом уберизации могут быть репутационные последствия — целые сегменты в онлайне считаются менее профессиональными, чем в оффлайне. Когда речь заходит о влиянии уберизации на кадры, многие традиционно вспоминают клиентских агентов, сервисы доставки и перевозки, а также другие подобные сервисы, но это может касаться и лицензированных сотрудников. Например, Министерство юстиции Китая сделало онлайн-юридические услуги важной частью своей национальной стратегии, пишет журналист Яо Яо в Business Review.
Яо Яо проанализировал работу этих юридических сервисов и пришел к выводу, что зарегистрированные в них юристы разделились на две группы: юристы начального уровня, которым не хватает опыта для офлайн-работы, и юристы из менее развитых регионов, где сформировался низкий спрос на юридическую работу. Персонал на платформах, по словам автора, обладает не слишком высокой квалификацией. Теперь даже высококлассные сотрудники юридических онлайн-платформ в Китае ассоциируются с представителями такого рынка.
Свое влияние на эти процессы оказывает и искусственный интеллект. Специалисты уже высказывали свои опасения по поводу последствиях внедрения ИИ в компании — бизнес ждут потеря рабочих мест, сложности законодательного регулирования и проблемы с качеством услуг, но сейчас исследователи видят новый вызов — понижается уровень входа в профессию для многих технических вакансий.
Эрик Бриньолфссон из Стэнфордской лаборатории цифровой экономики, а также Линдси Р. Рэймонд и Даниэль Ли из Школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического института в апреле этого года провели исследование, в котором проанализировали около 5 200 агентов службы поддержки в компании-разработчике программного обеспечения из списка 500 крупнейших компаний США по размеру выручки журнала Fortune. Выяснилось, что ИИ помог повысить производительность сотрудников на 14%, но, что особенно важно, наибольшую выгоду получили начинающие работники.
«В отличие от исследований предыдущих волн компьютеризации, мы обнаружили, что эти выгоды непропорционально достаются работникам, у которых небольшой опыт и невысокая квалификация», — утверждают авторы исследования. Получается, что многолетние навыки сотрудников этой фирмы воплощаются в алгоритмах ИИ, а когда начинающие сотрудники получают доступ к этим инструментам, они полностью сокращают профессиональный разрыв с более опытными коллегами.
По словам Мэтта Тернера, такая тенденция касается далеко не только службы поддержки или онлайн-сервисов, схожее влияние ИИ оказывает на дизайнеров, юристов, бухгалтеров, копирайтеров и многих других специалистов. Теперь их уровень входа в профессию заметно снижается, ведь они могут быстро освоить то, на что другому поколению специалистов требовались годы практической работы.
О подобном влиянии, но уже на разработчиков программного обеспечения, говорит и директор Microsoft Сатья Наделла журналу Time. «Приведу вам конкретный пример: разработчики, использующие ИИ GitHub Copilot, на более чем 50% более продуктивны. В мире около 100 миллионов профессиональных разработчиков, и мы думаем, что их количество может достичь миллиарда. Это будет огромный рост общего числа разработчиков, потому что барьеры входа в эту специальность практически исчезнут», — говорит она.
И если это хорошая новость для начинающих сотрудников, то плохая для опытных. Профессии, которые сейчас считаются высокооплачиваемыми и требующими высокой подготовки, могут стать, во-первых, менее прибыльными; во-вторых, доступными и для работников с низким уровня образования, что увеличит конкуренцию на рынке труда.