Почему доставка стала главным преимуществом в ретейле
Пандемия коронавируса в 2020 году резко повысила значение доставки: из-за санитарных ограничений люди стали чаще заказывать товары на дом. Пик заболеваемости остался позади, но последняя миля по-прежнему является важнейшим этапом на пути движения товара к клиенту
Самыми горячими приверженцами доставки, как утверждают эксперты McKinsey & Company, являются миллениалы — люди, родившиеся в период 1980-1996 годов. По оценкам McKinsey & Company, миллениалы готовы платить на 30% больше за доставку в день заказа.
Именно качество и скорость последней мили, то есть завершающего этапа доставки все больше влияет на количество заказов и выручки компаний.
Чтобы получить конкурентное преимущество при доставке, необходимо учитывать главные тенденции в логистике последней мили. На сегодняшний день их существует семь, убеждены авторы блога о логистике Supply Chain Game Changer.
- Логистика становится быстрее. Потребители ждут более оперативного обслуживания и, если они удовлетворены скоростью, согласны делать повторные заказы. Отправители вынуждены искать возможности, чтобы перевозить товары на этапе последней мили с большей скоростью.
- Нарушения в цепи поставок сильно влияют на логистику последней мили. Время доставки заказов часто увеличивается из-за нарушений на предыдущих этапах цепочки. Чтобы этого избежать некоторые отправители, включая Amazon, решили заняться созданием собственных приложений для организации грузоперевозок. Другие ретейлеры внимательно наблюдают за действиями Amazon, но пока не спешат создавать собственные программы для оптимизации логистики.
- Отправители используют умную технику для отслеживания. При помощи сенсоров и датчиков удается отслеживать отправку в реальном времени. Потребители и отправители могут получать уведомления о каждом движении заказа. Использование такой техники в рамках логистики последней мили будет расширяться с каждым годом.
- Аналитика снижает затраты на логистику. Автоматизированные системы и умная техника собирают большое количество данных, с которыми внимательно работают отправители. Аналитика позволяет выявить факторы, влияющие на стоимость доставки и на издержки.
- Аутсорсинг теряет позиции на этапе последней мили. По мере роста рынка доставки он получил самое широкое распространение. Однако из-за того, что последняя миля приобретает такое важное значение, ретейлеры все чаще задумываются о том, чтобы развивать внутреннюю доставку. Но не нужно ожидать, что каждая торговая сеть создаст свою курьерскую компанию: у многих отправителей недостаточно ресурсов для качественной и быстрой доставки, поэтому аутсорсинг не покинет эту сферу.
- Развитие роботизированной доставки. Самоуправляемые транспортные средства набирают популярность в сфере логистики и расширяют возможности доставки. Авторы блога убеждены, что роботы будут набирать популярность, но перспективы этого рынка зависят от государственного регулирования в сфере транспорта, а оно может отличаться от страны к стране.
- В тех случаях, когда покупатель хочет примерить товар или выбрать из нескольких моделей одну, роль продавца приходится выполнять курьеру или водителю. Живой собеседник нужен покупателю и в том случае, если клиент покупает сложное техническое устройство и хочет проконсультироваться, как его эксплуатировать.
В России сфера грузоперевозок значительно растет, по данным Авито Работы. С марта по август 2023 года число рабочих предложений в сфере логистики выросло в 2,2 раза, а средние зарплатные предложения увеличились на 20%. Аналитики агентства маркетинговых исследований «ГидМаркет» в прошлом году оценили объем российского рынка транспортно-логистических услуг в 4,66 трлн рублей.На развитие сферы грузоперевозок в России влияет растущий рынок онлайн-торговли. В 2022 году объем этого рынка составил 5,7 трлн рублей, подсчитала аналитическая компания Data Insight в своем ежегодном отчете «Интернет-торговля в России 2022». Всего за прошлый год россияне совершили 2,8 млрд заказов, что на 65% больше, чем за 2021 год. Однако темпы роста рынка замедляются из-за ухода некоторых зарубежных брендов. По прогнозу, это замедление распространится и на весь 2023 год — количество заказов достигнет 4,6 млрд, а рост составит 64%.