Руки помощи: с какими вызовами столкнулись благотворительные организации
У российских благотворительных организаций работы стало больше, а денег — меньше
Ксения Натарова, журналист
В минувшем году благотворительные организации, помогающие детям-сиротам, инвалидам, бездомным, пожилым и беженцам, столкнулись с новыми вызовами. «В начале прошлого года выросло количество обращений — прежде всего, как ни странно, из замещающих семей. Видимо, кровные семьи, у которых есть опыт переживания кризиса, нестабильность пугает меньше. В благополучных семьях было много тревоги. У детей из-за тревоги родителей обострялись психологические кризисы», — рассказывает Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Нагрузка на сотрудников некоммерческих организаций (НКО) выросла. «В условиях стресса работникам НКО приходится быть более устойчивыми, чтобы находить ресурсы поддерживать себя, свои семьи и своих подопечных одновременно. Это тяжело», — говорит Ирина Меньшенина, эксперт по развитию некоммерческих организаций, основатель Charity Solutions Consulting.
Фонды открывали новые направления помощи людям, которые переехали из Украины в Россию. С апреля 2022 года Русфонд собрал 7,8 млн рублей на предметы первой необходимости для детей и взрослых, проживающих в пунктах временного размещения Воронежской области. Об этом говорится на сайте фонда.
Люди, попавшие в трудную ситуацию, обращались в благотворительные организации, и те старались им помочь независимо от того, было это обращение по адресу или нет. «Мы получаем много непрофильных для нас обращений по юридическим и материальным вопросам от беженцев, — говорит Елена Альшанская. — В таких случаях помогаем как частные лица или перенаправляем в профильные фонды».
В 2022 году появилась новая группа людей, нуждающихся в помощи, — семьи мобилизованных. «Некоммерческие организации выделяют много средств на их поддержку, особенно в регионах, — говорит Ирина Меньшенина. — Этот вопрос затронул и внутрикорпоративную благотворительность: компании помогают семьям своих сотрудников».
«Благотворительность — очень живая и очень эмоциональная сфера. Люди откликаются на уровне эмоций, — говорит Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». — Очередной сложный виток в обществе эмоционально всколыхнул многих. В некоммерческий сектор пришли новые люди. Они объединяются, собирают вещи, отправляют деньги, придумывают мероприятия».
Сборы падают
В конце 2022 года Центр поддержки общественных инициатив Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики при поддержке факультета социальных наук Высшей школы экономики и с помощью экспертов фонда «Нужна помощь» провел опрос среди 227 некоммерческих организаций. Результаты исследования не обнадеживают: 38 % респондентов отметили снижение объема финансирования в 2022 году.
«Мы получили на 50 % меньше пожертвований от юридических лиц, что в первую очередь связано с уходом с российского рынка международных компаний, — говорит директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова. — На 38 % упали сборы от мобильного приложения, на 42 % — социальный маркетинг, на 40 % — волонтерский фандрайзинг».
При этом расходы, по словам Шерговой, возросли. Например, в России стала недоступна технология предварительной очистки донорского костного мозга от клеток, которые могли бы вызвать реакцию «трансплантат против хозяина». Сейчас врачи снижают этот риск с помощью лекарственных препаратов, закупка которых не была заложена в бюджеты клиник и легла на плечи фонда «Подари жизнь».
Отток частных пожертвований в 2022 году в первую очередь можно связать с техническими проблемами: в России были отключены сервисы Apple Pay и Google Pay, которыми пользовались многие благотворители. Регулярные взносы пострадали, когда люди массово завели новые карты «Мир» вместо Visa и Mastercard и подписку на регулярные отчисления НКО нужно было оформлять заново. У тех, кто давно живет за границей, перестали работать карты российских банков, начались проблемы с банковскими приложениями.
«В марте 2022 года частные пожертвования сократились, — рассказывает Елена Альшанская. — К лету ситуация практически стабилизировалась: средний чек упал, но выросло количество жертвователей. В ситуации кризиса желание помогать друг другу растет, это действительно так. В сентябре количество пожертвований опять упало, потому что много людей уехали и по материальным или техническим причинам перестали помогать».
Крупные фонды, которые финансируют некоммерческие организации, постарались компенсировать выпадающие доходы. «Мы не корректировали стратегию на 2022 год и не сокращали финансирование, — говорит исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют Помощь» Александр Юдин. — Главная задача для нас — это поддержка НКО, которые оказывают помощь детям и молодым взрослым, находящимся в уязвимой ситуации. Поэтому больше трети всего нашего грантового бюджета в прошлом году мы потратили на поддержку уставной деятельности некоммерческих организаций».
«И меценатская, и проектная деятельности фонда постоянно развиваются, появляются новые направления, которые требуют дополнительного финансирования, — говорит Фатима Мухомеджан. — Поэтому по сравнению с 2021 годом наш бюджет в 2022 году увеличился: с 1,6 млрд до 2 млрд рублей».
НКО: Перезагрузка
«В стрессовой ситуации дети не перестанут болеть, — говорит Екатерина Шергова. — Мало того что им в принципе не повезло и они заболели — им не повезло вдвойне, что они заболели в это непростое время. Мне кажется, что в такой ситуации мы несем за них еще большую ответственность».
В 2022 году фонд «Подари жизнь» начал строить пансионат «Измалково» для детей и их родителей, приезжающих на лечение в Москву из других регионов России. Из-за финансовых трудностей вместо планируемых 15 домов строится только восемь, но проект не останавливается: проживание вне больницы с возможностью общаться и гулять на свежем воздухе не только улучшит физическое и психологическое состояние десятков детей, но и освободит места в федеральных клиниках для других пациентов из регионов, тем самым увеличив пропускную способность больниц.
Некоммерческие организации используют новые технические возможности для сбора частных пожертвований — Систему быстрых платежей, SberPay и VK Pay, ищут новые точки контакта с донорами. «Есть хороший пример фонда «Детские деревни — SOS», — рассказывает Ирина Меньшенина. — По телефону, WhatsApp или почте они связывались с донорами, узнавали, что у них происходит, просили подключить регулярные пожертвования с новых карт и таким образом, за счет личных касаний, сохранили базу благотворителей».
По мнению Фатимы Мухомеджан, пандемия коронавируса заставила некоммерческий сектор сплотиться и посмотреть друг на друга вне зависимости от сфер деятельности. «Сейчас, чтобы быть эффективными, нам важно действовать вместе», — говорит Фатима Мухомеджан.
Фонд «Абсолют-Помощь» выступает площадкой для общения, обмена опытом и выстраивания горизонтальных связей между НКО. «Мы провели рабочие встречи с ключевыми участниками сектора и планируем новые встречи в разных форматах, чтобы помочь организациям находить пути решения общих проблем», — подчеркивает Александр Юдин.
Масштабные изменения
- Доля НКО, у которых в 2022 году общий объем финансирования сократился, велика — 38 %. В 61 % таких организаций это связано со снижением поступлений от коммерческих компаний, в половине случаев — с падением объема пожертвований частных лиц (53 %) и сокращением государственных грантов и субсидий (46 %).
- При этом у 31% НКО объем финансирования, наоборот, вырос. Если причины сокращения благотворительных вливаний разнообразны, то факторов роста заметно меньше. Половина опрошенных НКО (52%) говорили об увеличении доли государственных грантов и субсидий как об источнике повышения объема финансирования. Другие источники денежных поступлений назывались реже: это рост доходов от реализации товаров и услуг (36%), увеличение взносов от компаний, грантов от других НКО (36%) и рост объема пожертвований от частных лиц (34%).
- Говорить о том, что спад у одних организаций компенсируется ростом у других, некорректно. Падение общего объема финансирования у 38% организаций — масштабное изменение в секторе.
- Основной тренд изменений в деятельности НКО в 2022 году — существенное увеличение объема работы (75%) и числа благополучателей (59%) на фоне снижения эмоциональной стабильности сотрудников (50%). Такие показатели говорят о потенциально опасной ситуации массового эмоционального и профессионального выгорания сотрудников НКО.
- С увеличением объема работы столкнулись практически все НКО, оказывающие социальные услуги и медицинскую помощь (84%), в особенности организации, которые работают с узкими группами благополучателей — мигрантами, беженцами, бездомными и так далее (92%) и помогают детям (82%).
Исследование «НКО в новом времени» реализовано Центром оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке» факультета социальных наук НИУ ВШЭ и экспертной поддержке фонда «Нужна помощь».
Иллюстрация: @Rawpixel.com/Freepik.com