Зачем учиться в бизнес-школе?
Вопрос, вынесенный в заголовок, Forbes Club задал слушателям и выпускникам российских бизнес-школ. Нас интересовало, какие мотивы приводят слушателей в класс в период, когда экономика переживает сложные времена. Вот, какие ответы мы получили
Екатерина Скворцова, слушатель программы Executive MBA Школы управления СКОЛКОВО, исполнительный директор компании CTRL лизинг:
Бизнес-образование не дает быстрых и эффективных решений, оно, скорее, меняет ментальную модель, расширяет базовые стратегии и вариативность действий. Мы все ходим проторенными дорожками и часто рассчитываем на иной результат, продолжая совершать старые действия. СКОЛКОВО учит саморефлексии: понимание себя + понимание контекста – это тот фундамент, на котором базируется сейчас лидерство и управление. Есть расхожая фраза, что мы учимся на опыте. Вот только опыт сам по себе нас ничему не учит. Учит нас рефлексия по поводу этого опыта и честное принятие ситуации, прямой диалог с собой.
Для многих группа становится «личным советом директоров», с которым можно проконсультироваться, а иногда и построить совместный бизнес. Бизнес-школа формирует новое окружение из собственников бизнеса и наемных менеджеров с такими же мыслями, проблемами, страхами и задачами. Это большая ценность. Новые знания приходят к нам через людей: через новости и события, проекты и идеи. Окружение формирует наши ценности, взгляды на жизнь, убеждения, образ мышления, стиль жизни. Это еще одна точка опоры и самоидентификации в турбулентном мире. А получаемое образование и возможность учиться у лучших международных практиков – важный фактор, но не решающий. И понимаешь это только после прохождения программы.
Николай Юминов, слушатель программы MBA бизнес-школы МИРБИС, коммерческий директор OSQ Group:
Образование в условиях неопределенности и быстро меняющегося мира является ключевым условием развития. К сожалению, на большинстве рынков наблюдается стагнация. Горизонт планирования становится все меньше, конкуренция усиливается, а цена ошибки становится все выше. В этих условиях на первый план выходит набор компетенций команды, которая в кризисных условиях умеет находить новые возможности для развития, предвидеть возможные угрозы и минимизировать их, повышать эффективность бизнеса и команды.
MBA дает возможность существенно расширить кругозор, получить глубинное понимание основ управления бизнесом в любых ситуациях, уметь выстраивать стратегию развития и правильно подбирать инструменты для ее реализации. В условиях выхода из России большинства международных брендов на рынке труда наблюдается профицит квалифицированных кадров, усиливается конкуренция и повышаются требования к кандидатам. Реальный опыт, знание нескольких языков, наличие дополнительного образования MBA, становится минимальным набором компетенций, которыми должен обладать потенциальный кандидат.
Динара Муратова, слушатель программы MBA Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС, руководитель службы по управлению трудовыми ресурсами, менеджменту качества и охраны труда компании «Юнител», торговая марка Beeline:
Изначально мотивацией к учебе стало желание саморазвития, перехода на следующий профессиональный и личностный уровень. Расширение кругозора. Обновление ранее полученных знаний. Причина, вероятно, в личностном кризисе, в желании изменений. Мне интересны поиск глубинных смыслов: развитие карьеры, устойчивые навыки планирования и стратегического видения. Эти навыки не получить в работе с ежедневными, операционными задачами. На втором месте – желание более глубокого понимания бизнес- процессов, на которых строится управление компаниями в целом и моей в частности. Сейчас как никогда актуальна цитата из Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Сергей Баранов, слушатель программы Executive MBA Школы управления СКОЛКОВО, генеральный директор Группы компаний «Альянс-энергия»:
О том, чтобы пойти учиться на программу Executive MBA в СКОЛКОВО, я думал несколько лет. Это моя вторая программа в СКОЛКОВО, первая называлась Global Shift – это был проект для предпринимателей, выбирающих глобализацию как стратегию для развития бизнеса. В итоге я принял решение пойти учиться еще раз и не жалею об этом. Наша компания растет, мы заинтересованы в том, чтобы рост был более интенсивным в количественном и качественном отношении.
При собеседовании в СКОЛКОВО меня предупредили, что 30% пользы я получу от преподавателей, от тех знаний, который они передают, а 70% – от общения со товарищами по учебе. Именно так и происходит. Дело не только в нетворкинге как таковом, в приобретении новых связей. Есть более глубокий эффект: попадая в среду сильных, успешных, мотивированных людей, ты начинаешь мыслить иначе. У моих коллег по учебе оптимистичный взгляд – они оценивают сегодняшний и завтрашний день более позитивно, чем многие предприниматели, с которыми я общаюсь по бизнесу: другой настрой, другое восприятие ситуации. Я получаю большую пользу от контактов внутри группы: находясь в окружении сильных людей, человек становится сильнее, начинает развиваться быстрее.
Ольга Филипенкова, слушательница программы Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС, директор по стратегическому развитию курорта «Красная Поляна»:
Мотивация к учебе на программе Executive MBA для меня – это поиск глубинных смыслов. Бизнес-школа – четвертое мое образование. У меня достаточно результативный бэкграунд, в том числе на руководящих позициях, но для того, чтобы двигаться дальше, важно развивать управленческий опыт, апгрейдить его. За время учебы мои знания стратегии дополнились новыми подходами и форматами разработки, которые касаются управления развитием и организационными изменениями. Также бизнес-школа помогает развивать стратегического видение и интуицию в бизнесе.
Александр Шаповалов, выпускник программы MBA Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС, владелец группы компаний iDea Holding:
Для меня главным мотиватором в учебе являлась проверка самого себя на прочность, на стойкость, на усидчивость, на умение не сдаваться даже тогда, когда кажется, что эта задача тебе вроде бы совсем не нужна. Мне важно было убедиться, что могу соображать и усваивать информацию не хуже молодых, общаться на темы, о существовании которых в момент моего рождения никто даже не подозревал. К сожалению, бегать как 20-летние я уже не могу, но пытаться быть быстрее, выше, сильнее в области знаний – могу вполне. К тому же бизнес-школа, если мы проведем аналогию со спортом, дает возможность быть не только, например, бегуном, но и пловцом, и метателем молота одновременно. Познавая что-то новое, ты всегда развиваешь свой мозг, который если его не использовать просто атрофируется, и тогда человек превращается в занудного старикана, который только и говорит: «В наше время трава была зеленее, а воздух чище».
Фото на открытии материала: пресс служба СКОЛКОВО