Место мысли: зачем люди создают сообщества
Люди объединяются в клубы, потому что общее решение единомышленников лучше того, что каждый способен принять в одиночестве
Софья Бронтвейн, шеф-редактор журнала Forbes Life
Вспомните, какие вопросы вы чаще всего задавали коллегам, партнерам и друзьям до того, как жизнь круто изменилась 24 февраля 2022 года. Скорее всего, спрашивали: «Какие планы?» или «Что делаешь?». Жители мегаполисов привыкли планировать и контролировать свою жизнь, наполнять каждый час впечатлениями и знаниями. Привыкли всегда что-то делать. Расти, развиваться, учиться, пробовать, двигаться — буквально ехать, лететь, бежать. Чтобы назначить встречу — деловую или дружескую, — обязательно нужно было знать, какие у человека планы и что он делает.
24 февраля реальность стала непредсказуемой. Даже убежденные атеисты вспомнили поговорку: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Горизонты возможностей, передвижений и перемен заволокло туманом. Управлять даже собственной жизнью, не говоря уже о бизнесе, в условиях растущей в геометрической прогрессии неопределенности стало крайне сложно. В оценках и прогнозах, советах и решениях все демонстрируют крайнюю сдержанность. Прежде чем высказаться, предпочитают взять паузу.
Вопросы, адресованные близким, меняются. Едва ли не каждый диалог начинается с фраз: «Как ты?» и «Что обо всем этом думаешь?». Вы чутко прислушиваетесь к тому, что скажет близкий товарищ. Если мысли сходятся, то и прекрасно: вы вместе двигаетесь в правильном направлении. Если представления о мире разнятся, то в споре может родиться истина.
Специалисты по социальной психологии говорят, что коллективный интеллект — это способность группы людей находить более эффективные решения задач, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.
Чтобы группа могла сделать верный шаг, разработаны методики. Например, теория «шесть шляп» британского психолога Эдварда де Боно. Однако дискуссия или мозговой штурм — это не обязательно чинное заседание в офисе или конференц-зале скучного бизнес-отеля. Среда и атмосфера серьезно влияют на психологию принятия решений. Чем больше официальности витает в воздухе, тем сильнее ощущается груз ответственности.
Третье не лишнее
Идею о том, что за пределами рабочего пространства человек бывает более эффективным и креативным, высказал американский социолог Рэй Ольденбург. Этот феномен он назвал теорией «третьего места». В 1989-м Ольденбург издал книгу «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества».
Рэй Ольденбург называет дом, где человек живет, «первым местом». Вторым обозначает работу или офис, где человек проводит большую часть жизни и вносит свой вклад в общественное благо. По мнению Ольденбурга, чтобы гражданское общество и демократия развивались, каждому обязательно нужно публичное пространство для коммуникации и обмена идеями: «Третье место» — это якорь в жизни общества, который способствует творческому взаимодействию людей».
У «третьего места», во-первых, есть важная рекреационная и развлекательная роль. Жизненно необходимо покидать домашнее и рабочее пространство, особенно в кризисных ситуациях, когда смена обстановки позволяет выйти из эмоционального капкана. А во-вторых, именно там люди решают важные социальные, экономические и политические задачи. В диалоге они обмениваются опытом, знаниями, идеями и решениями, чтобы найти оптимальный выход из ситуации, который удовлетворит большинство.
Ольденбург убежден, что главный вид деятельности в «третьем месте» — это беседа. Она удовлетворяет потребность в неформальном общении, позволяет свободно делиться новостями и обмениваться мнениями.
Сложные ритуалы считаются прерогативой закрытых клубов с системой инициации. В «третьем месте» формируются негласные правила. Например, особое приветствие, которым встречают вновь пришедшего. Участники дискуссии хранят молчание после встречи; говорят то, что думают, но стараются не обидеть чувства собеседника; избегают тем, которые не отвечают общим интересам; избегают разговоров о себе; воздерживаются от нравоучений; говорят тихо, но так, чтобы другие услышали. Так пространство превращается в идеальную платформу для конструктивной и продуктивной полемики.
Ольденбург пишет, что в «третьем месте» человек всегда чувствует себя комфортно: «Любой гость здесь считается желанным, и все посетители относятся к нему доброжелательно». В таком пространстве есть харизматичные завсегдатаи, которые создают атмосферу места, придают ему характер. Постоянные участники дискуссии чувствуют себя в «третьем месте» как дома. Именно они помогают новым гостям освоиться и влиться в коллектив. «Третье место» становится клубом по интересам, где человек развивается, отдыхает, решает проблемы и обрастает связями. Каждый, кто соблюдает правила сообщества и заинтересован в обсуждении общих тем, имеет право стать его частью. Он вливается в коллектив и чувствует поддержку, заботу и участие других.
Хотя концепция «третьего места» появилась только в 1980-х годах, идея клубов и пространств для коллективной дискуссии существовала в истории человечества сотни лет. Древние греки обсуждали проблемы народа в общественных банях. Король Артур собирал рыцарей за круглым столом. Крестоносцы спорили о войне и тавернах. Масоны встречались на постоялых дворах и в ресторанах. В Российской империи аристократы проводили время в салонах. Британские профсоюзы боролись за улучшение условий труда в пабах. Студенты во время «Красного мая» 1968 года устраивали собрания в кафе. Писатели и философы спорили в парижском ресторане Le Procope. Российские модники, пиарщики и журналисты танцевали в «Симачеве». Банкиры и брокеры с Уолл-стрит выпивали в баре Stone Street Tavern. Российские депутаты заседали за «Завтраком бурлака» в ресторане «Белуга». Успешные предприниматели по сей день собираются на мероприятиях Forbes Club.
По данным соцопросов в США и Европе, у любого сообщества есть очевидные преимущества. Являясь частью «третьего места» или комьюнити, человек легче зарабатывает деньги, легче расстается с негативным мыслями, быстрее находит единомышленников для реализации новых идей, ощущает поддержку и чувствует себя услышанным, находит возможности для роста и развития.
В конце концов, «третье место» позволяет отвлечься от бытовых и рабочих вопросов на встрече с партнерами и друзьями за бокалом вина. Сообщество — это не всегда про решение проблем. Отдых и передышка — тоже важный элемент взаимопомощи. Десятки величайших идей и сделок были придуманы во время вечеринок и неформальных ужинов.
Старейшие форматы клубов
Лаконикус. Одним из первых примеров «третьего места» служили бани в Древней Греции. Они назывались лаконикумами. Водные процедуры регулярно принимали все успешные мужчины. Спартанцы во время похода в баню обсуждали военные стратегии и экономическое положение Эллады. Гиппократ объяснял коллегам базовые принципы медицины. Пифагор рассуждал о своих открытиях и значимости науки. В этом смысле лаконикумы можно считать прародителями всех клубов.
Круглый стол короля Артура. Англо-нормандский поэт Вас в XII веке писал о том, как король Артур решил проблему местничества. Все рыцари соревновались за внимание правителя: чем ближе феодал сидел к королю, тем более высоким признавался его авторитет. Артур придумал пиры за круглым столом. 150 рыцарей обсуждали за ужином военные заслуги, проблемы народа и будущее страны. И все одинаково хорошо видели и слышали короля.
Масонские таверны. Собрания английских масонов в XVIII веке проходили в тавернах. Излюбленным местом масонов Англии была таверна «Яблочное дерево» в Лондоне. 24 июня 1717 года, в значительный день в истории английского масонства, в таверне «Гусь и рашпер» во дворе лондонской церкви Святого Павла несколько масонских лож создали Великую ложу Англии. Эта ложа до сих пор считается самой большой организацией масонов в мире.
Литературные салоны. В Российской империи талантливые, знатные и состоятельные люди встречались в литературных салонах. В Москве по адресу Тверская, 14 княгиня Зинаида Волконская собирала представителей царской семьи, поэтов, офицеров, аристократов, они свободно обменивались мнениями и знаниями. Салон посещали Александр Пушкин, Петр Вяземский, Евгений Боратынский, Иван Козлов, Василий Жуковский, Петр Чаадаев и Адам Мицкевич.
Самые успешные действующие клубы в мире
Ten Trinity Square, Лондон, Великобритания. Миссия Ten Trinity Square — международные связи, партнерства и знакомства. Клуб в бывшем здании Управления лондонским портом открыл в 1922 году Дэвид Ллойд Джордж, занимающий пост премьер-министра Великобритании. В сигарной комнате или за игрой в бильярд члены клуба стремятся по-новому взглянуть на проблемы финансового сектора. Самая обширная в мире коллекция вина Château Latour этому способствует.
Thirty Nine, Монте-Карло, Монако. В Монте-Карло убеждены, что одним из лучших спутников мозгового штурма является спорт. Здесь инвесторы, банкиры, предприниматели и брокеры встречаются не только за барной стойкой, но и на тренажерах. Богатейшие люди планеты обмениваются идеями и планами во время занятий пилатесом, на пробежке или после интенсивной тренировки по сайклингу.
AllBright, Лондон, Великобритания. Великобританию, где люди увлечены масонством и тайными обществами, можно считать цитаделью клубного движения. Главной коммуникационной площадкой для женщин в Лондоне стал AllBright, основная идея которого заключается в обмене бизнес-идеями, нетворкинге и партнерстве. Для членов клуба доступны карьерные и предпринимательские тренинги. AllBright организует десятки мероприятий и предоставляет бонусы при посещении ресторанов, баров и фитнес-центров. У клуба есть филиал в Западном Голливуде.
The Bat Tery, Сан-Франциско, США. Современным представлениям об идеальном «третьем месте» для бизнесменов соответствует именно The Battery — уютный бар с приглушенным светом и библиотекой. The Battery расположен в деловом районе Сан-Франциско. И хотя основатели сообщества предлагают участникам на время визита отвлечься от разговоров об инновациях и инвестициях, поверьте: все беседы за бокалом вина — о работе.
Core Club, Нью-Йорк, США. Успешные и знаменитые жители Манхэттена обсуждают искусство, музыку и театр в Core Club. В этих стенах деловые споры не приветствуются. Здесь царит атмосфера творчества: создаются театральные постановки, проходят камерные смотры новых картин Энн Хэтэуэй и Джорджа Клуни (оба — почетные члены клуба). У Core Club есть филиал в Милане.
На снимке: члены гольф-клуба в Уэльсе, 1930-е годы. Источник: Wikimedia
Материал был опубликован в майском номере журнала Forbes Club в 2022 году