Михаил Воронин: «Чем больше неопределенности, тем больше люди хотят объединяться»
В условиях резких экономических и геополитических изменений ценность сообществ возрастает, считает основатель бизнес-клуба «Атланты»
Forbes Club начинает серию материалов о бизнес-клубах. Мы беседуем с основателями сообществ для предпринимателей о том, чем клубы помогают своим участникам, какие изменения претерпевают в условиях неопределенности. Сегодня на вопросы президента Forbes Club Дмитрия Озмана отвечает Михаил Воронин, основатель и старший партнер бизнес-клуба «Атланты».
— Сколько участников в вашем сообществе и сколько из этого количества составляет ядро клуба?
— Сейчас в клубе состоит 700 человек. В конце 2021 года нас было 460, а в конце 2022 года — 630 человек. Если нужно выделить самых активных участников сообщества, таковых, наверное, человек 100.
— Как сформулирована миссия вашего общества?
— У нас есть внутренняя цель — создать команду поддержки и развития для резидентов, и мы делаем все, чтобы раскрыть в человеке его потенциал. Мы уверены, что предприниматели — очень ресурсные люди, и делаем все, чтобы они не останавливались в своем созидании. А внешняя цель следующая: мы хотим, чтобы предпринимателей было больше, потому что верим, что предприниматели являются главной движущей силой развития общества.
— Как происходит раскрытие потенциала предпринимателя?
— Первые полгода-год человек после прихода в клуб обычно спрашивает: «А что, так можно было?» Предприниматель, включаясь в работу клуба, смотрит на опыт других резидентов и расширяет собственное видение. В связи с этим у него растет внутренняя уверенность: «Это такой же человек как я, если он смог, то и я смогу!» Также у предпринимателя появляются конкретные инструменты для развития. У новых резидентов есть классные soft skills в виде воли, харизмы и амбиций, но им может не хватать опыта организации бизнеса. В клубе предприниматели выстраивают связи и учатся друг у друга.
На втором этапе происходит расширение амбиций. Члены клуба видят, что можно делать глубже и больше, и у них появляются новые внутренние вызовы. Они приступают к масштабным проектам.
На третьем этапе меняются временные рамки. 70% резидентов приходят к нам, чтобы ускорить свое развитие, а другие 30% — чтобы замедлиться, потому что они устали бежать как белка в колесе, потеряли смысл и находятся в личностном кризисе. Часто они начинают процесс личностной трансформации, которая может занимать полтора-два года. Клуб помогает в этом за счет разных форматов, в числе которых эффективные мировые практики, а также наши авторские разработки.
— В каких форматах работает клуб?
— У нас много разных групповых форматов. Например, форум-группа – это регулярная встреча 6-10 близких по духу людей, своего рода твой личный совет директоров, которые по четкому протоколу прорабатывают актуальные темы из разных сфер жизни – и бизнес, и семья, и личное.
Есть формат, который называется «КОН» (от слова consiglieri). Это двухчасовая страт-сессия под бизнес-запросы резидентов. Для этого мы собираем людей, у которых есть релевантный опыт по обсуждаемой теме, они делятся своими кейсами, помогают посмотреть на проблему под разными углами.
Также есть формат «СОБР», который придумал наш резидент Алексей Королюк. Название расшифровывается как «специальный отряд бизнес-решений». Это тоже групповая работа — мастер-майнд. Ребята заранее выбирают вопрос, который будут обсуждать, происходит тщательная подготовка, даже если у тебя нет опыта и знаний в предложенной теме. А в конце сессии каждый оценивает выступающего. Если резидент больше двух раз получает низкие оценки, он теряет возможность участия в таких встречах.
Есть формат Advisory Board. Он обычно используется для верификации бизнес-стратегии или для запуска нового продукта.
Существует много разных мероприятий со спикерами, с ребятами из списка Forbes, с ними мы проводим формат «Атланты говорят» — это формат выступления за закрытыми дверями с возможностью пообщаться, узнать мнение, получить совет. Участники сообщества создали больше 30 клубов по интересам, в том числе есть клуб, где обсуждается цифровая трансформация, проходят управленческие поединки, инвестиционный клуб, книжный клуб, женский клуб, и многое другое.
Отлично зарекомендовал себя формат бизнес-ужинов. Мы проводим порядка 200 ужинов в год, темы этих ужинов предлагают сами резиденты. В ходе таких встреч возникают новые знакомства, полезные для бизнеса.
Внутри сообщества есть большая методологическая разработка — «Путь Атланта», где мы резюмировали основные запросы, с которыми к нам приходят ребята, и под них выстраиваем их траектории развития.
— Как форматы, о которых вы рассказали, сопряжены с мотивами членов клуба?
— С одной стороны, основная ценность клуба — это возможность развивать свой социальный капитал, который дальше позволяет тебе проходить глубинные трансформации. С другой стороны, участники хотят решать свои бизнес-запросы и личные запросы здесь и сейчас.
Наша цель — сделать так, чтобы 90% запросов решались за счет доступа к уникальному коллективному опыту. В этом плане мы продвигаем идею выстраивания глубинных отношений, у нас даже есть модель развития социального капитала. В ее основе находится группа людей — это 10 человек, с которыми у тебя безусловный уровень доверия. Это как круги Данбара (Английский антрополог Робин Данбар пришел к выводу, что человек может поддерживать ограниченное число постоянных социальных связей.— Forbes Club). Следующий круг — это группа 30-50 человек, с которыми ты познакомился на наших мероприятиях. Третий круг — это круг, в котором находится все сообщество.
— Какие мотивы приводят людей в сообщество?
— Основной запрос, с которым к нам приходят — это одиночество. Не все это так формулируют, но, чаще всего, резиденты — это люди, которые «выросли» из своих школьных друзей или хотят найти новое окружение, близких по духу предпринимателей. Эту проблему решает форум-группа и набор самых разных мероприятий. Тогда возникает вопрос: «А зачем еще 700 человек?». Они как раз нужны для того, чтобы у тебя была возможность решать свои личные запросы, например, в нашем чате или в мобильном приложении, где тебе ответит и поможет другой человек.
Это важная ценностью нашего клуба — желание и готовность отдавать, делиться.
Второй мотив — запрос на более быстрый рост. Я всегда говорю, что клуб — это как секс: лучше один раз попробовать, чем 100 раз объяснять. Мы, конечно, много объясняем, рассказываем, у нас много презентаций, но, наверное, самым действенным инструментом привлечения новых резидентов является гостевой месяц, в рамках которого люди могут прочувствовать реальный опыт на себе.
— Как изменились практики работы сообщества в 2022 году по сравнению с предыдущими годами?
— Мы не увидели большого оттока резидентов из сообщества из-за переезда, в рамках релокации от нас ушло около 30 человек, не больше.
— Какой была ваша реакция на эти изменения?
— Во-первых, мы достаточно быстро запустили дубайский чаптер (филиал) как ответ на очень важную инициативу участников сообщества. Сейчас у нас три чаптера – Москва, Санкт-Петербург и Дубай. Получать доступ к большинству форматов в клубе резиденты могут также и в онлайн- формате.
Во-вторых, мы вышли на новый уровень сервиса: если раньше комьюнити-менеджер работал со 150 резидентами, то сейчас это число составляет порядка 70. Мы поступили так, потому что поняли, что комьюнити-менеджер — как некий навигатор резидента в клубе — остается очень важной составляющей и влияет на то, как участник воспринимает клуб в целом, на то как резидент получает и понимает ценность клуба.
Мы ввели программу обучения, поработали с бизнес-моделями, у нас появились регулярные взносы и новые мероприятия, развивается наше мобильное приложение.
Таким образом, 2022 год для нас был очень успешным с точки зрения всех метрик.
— Как вы видите развитие клуба в ближайшее время?
— Мы хотим строить международное phygital (от англ physical и digital — совмещение физического и онлайн-присутствия. — Forbes Club) бизнес-сообщество численностью около 5000 резидентов. Мы уже запустили «Гранд-клуб «Атланты», который предназначен для предпринимателей с выручкой более двух миллиардов рублей. Сейчас много инвестируем в платформу, которая позволит сделать большой рывок. Хотим создать некое «Яндекс.Такси» для решения бизнес-запросов резидентов: нажал кнопку и приехало решение.