Реклама Forbes Club

Зачем бизнесу корпоративные университеты?

Экс-руководитель корпоративного университета компании BIOCAD, куратор программы «Проектирование корпоративного обучения» в School of Education Виктория Елкина о том, когда бизнесу нужно обучать сотрудников, насколько это затратно и полезно

Считается, что первый корпоративный университет появился в США в 1961 году. Его основала компания McDonald’s как центр подготовки менеджеров под названием Hamburger University. В России первой такой организацией стал «Билайн Университет» компании «Вымпелком», который открыли в 1999 году. Сейчас корпоративные университеты есть у «Сбера», Банка России, РЖД, «Газпром нефти», НЛМК и у других крупнейших российских компаний. Спрос на внутреннее обучение в мире быстро растет. По прогнозу Allied Market Research, к 2030 году объем рынка корпоративного образования достигнет $487,3 млрд, а темп среднегодового роста будет равен 8%.

— Зачем компании создают корпоративные университеты? 

— Для обеспечении долгосрочной конкурентоспособности компании за счет системного обучения и развития ее сотрудников. В этом состоит основная задача корпоративного университета.

— Чем корпоративный университет отличается от курсов повышения квалификации и от обычных тренингов внутри компании?

— Внешние курсы повышения квалификации и тренинги внутри компании решают в основном операционные задачи — они помогают прокачать навыки отдельных сотрудников. Корпоративные университеты работают на достижение стратегических целей компании, усиливают организационные способности и развивают корпоративную культуру компаний, выступая в роли катализаторов изменений. 

— Значит ли это, что корпоративный университет участвует в построении и реализации стратегии компании?

— Да, достижение стратегических целей и устойчивое развитие компании зависят от того, есть ли у нее необходимые компетенции, поэтому зачастую на этапе разработки стратегии компании привлекают команду корпоративного университета. Корпоративный университет может оценить компетенции компании, ее потенциал и разработать решение для достижения целей. 

— А как корпоративный университет влияет на развитие инноваций в компании?

— Через обучение топ-менеджеров и ключевых экспертов. Благодаря такому обучению в компании создается креативная среда, появляются новые компетенции. Компания расширяет свои представления о технологиях и о рынках, которые ей интересны. 

— Каким компаниям нужен корпоративный университет? 

— Прежде всего, технологическим и наукоемким компаниям — их основным конкурентным преимуществом являются знания и человеческий капитал. Также он нужен компаниям, которые работают в  быстро меняющихся условиях — для развития таких компаний важна скорость создания и передачи знаний и лучших практик. Наконец, он нужен компаниям, которые находятся в процессе трансформации, потому что этот процесс требует изменения установок, поведения людей и новых компетенций. 

— Какую пользу приносит корпоративный университет вашей компании?

— Например, BIOCAD занимается разработкой и производством лекарств, для работы в сфере биотехнологий сотрудникам требуются редкие компетенции и навыки, поэтому они развивают систему обучения внутри компании и видят, как это влияет на скорость вывода новых продуктов на рынок.

— Могут ли средние компании создавать университеты или такие проекты по плечу только крупным?

— Если компания работает на быстро меняющихся рынках, где предъявляются высокие требования к навыкам сотрудников и при этом  навыки быстро устаревают, то без системного подхода к обучению и развитию сотрудников будет тяжело конкурировать с другими компаниями в долгосрочной перспективе. Это относится как к крупным компаниям, так и средним.  

— Но ведь у средних компаний, в отличие от крупных может не быть ресурсов для создания корпоративного университета?

— Это не всегда дорогостоящая история. Затраты на корпоративные университеты состоят из двух основных блоков — компетенции и инфраструктура. Привлекая внутренних экспертов к разработке обучения вы обеспечиваете обмен лучшими практиками внутри компании и снижаете затраты на внешнюю экспертизу. Используя современные цифровые платформы вы можете эффективно управлять обучением и проводить его в онлайн-среде без затрат на кампус. Иными словами, создание и развитие корпоративного университета не обязательно требует больших инвестиций. 

— Вы сказали, что корпоративные университеты интегрированы в разработку стратегии. Какие цели в связи с этим компании ставят перед корпоративными университетами? Как формулируются эти цели?

— Я бы выделила два ключевых подхода к созданию и развитию корпоративного университета. Первый — корпоративный университет как драйвер трансформации. Этот подход выбирают компании, которые находятся на этапе изменения бизнес-модели и корпоративной культуры и, например, ставят перед корпоративным университетом цель подготовить новое поколение лидеров в соответствии с новой стратегией бизнеса. 

Второй — корпоративный университет как инструмент повышения операционной эффективности. В этом случае перед корпоративным университетом стоит цель максимально быстро воспроизводить необходимые компании компетенции, минимизируя необходимые для этого ресурсы. 

— А если бизнес-модель налажена, компания не собирается ее менять, но заинтересована в точечных обновлениях — нужен ли ей корпоративный университет в этом случае?

— Такая ситуация встречается в зрелых компаниях — корпоративный университет становится площадкой для диалога и экспериментов, пространством для обсуждения, поиска и создания новых управленческих практик.

— Как выглядит организационный дизайн работы корпоративного университета: кто ставит задачи и кто их реализует? 

— Организационный дизайн зависит от стратегии создания и развития корпоративного университета. Обычно совместно с ключевыми стейкхолдерами — генеральным директором, топ-менеджментом, ключевыми экспертами, представителями целевой аудитории — команда корпоративного университета разрабатывает стратегию, отвечая на вопросы: зачем, кого и чему учим. 

— Что происходит после того как компания сформулировала ответы на эти вопросы?

— Компания определяет операционную модель университета и его организационную структуру. Например, корпоративный университет поддерживает ключевые направления бизнеса компании — в этом случае в его состав входят школа логистики, школа финансов, школа маркетинга и продаж… Либо университет может быть нацелен на работу с ключевыми сегментами аудитории. В таком случае в его составе появляются подразделения по работе, например, с сотрудниками массовых должностей, либо с руководителями компаний-партнеров…

— А кто определяет содержание конкретных учебных курсов? 

— У каждого курса должен быть бизнес-заказчик, с которым  согласовывается, чему будут учить в рамках курса для достижения поставленных бизнес-целей. Методист и предметный эксперт прорабатывают содержание курса результаты обучения, структуру занятий, конкретные материалы и задания. Предметный эксперт отвечает за содержание курса — за то, чем будет учить университет, а методист — за выбор оптимальных учебных стратегий, то есть за то, как будет учить университет. 

— Как связаны корпоративная культура и стиль работы университета? 

— Напрямую. Корпоративный университет является проводником ценностей корпоративной культуры и ее изменений. Поэтому важно, чтобы принципы, по которым корпоративный университет проектирует образовательный опыт сотрудников, были продолжением корпоративных ценностей. Например, если одна из ценностей компании саморазвитие сотрудников, то программа корпоративного университета должна содержать пространство для этого развития. В подобном случае нельзя предлагать сотрудникам обязательные курсы без права выбора — это противоречит декларируемым ценностям. 

— Насколько стиль работы университета зависит от лидера компании, от стиля его работы?

— Лидер определяет ключевые цели и принципы работы корпоративного университета. Ключевой вопрос здесь степень свободы университета. Важно помнить, что для создания нового знания важны свобода и автономия. Без этого в лучшем случае получится только воспроизводить имеющиеся знания. Поэтому на старте важно договориться не только о целях, но и о степени свободы и автономии корпоративного университета.   

— Должны ли собственники и топ-менеджеры преподавать в корпоративном университете?

— Если собственник принимает непосредственное участие в управлении компанией, то важно вовлекать его к работе университета. Во-первых — для определения стратегии развития университета, во-вторых — для преподавания. Собственник и топ-менеджеры — это носители корпоративных ценностей, они задают ролевые модели и передают лучшие управленческие практики менеджерам среднего звена. Тем самым они влияют на подготовку преемников на управленческие роли. 

— Какие курсы, направления сейчас актуальны для бизнеса: чему учат компании своих сотрудников?

— Во-первых, в развитие профессиональных навыков сотрудников в тех случаях, когда на рынке нет кадров с необходимой экспертизой и программы обучения в вузах не восполняют этот дефицит. 

Во-вторых, в развитие менеджеров, в частности в совершенствование soft skills и в приобретение цифровых навыков. Компании фокусируют обучение на решениях, которые помогают повысить эффективность сотрудников здесь и сейчас. Также они развивают способность сотрудников работать в условиях неопределенности и справляться со стрессом. 

— Как оценить эффективность университета? По каким показателям?

— Нет универсальных метрик для оценки эффективности корпоративных университетов. Конечно, университеты измеряют охват целевой аудитории, удовлетворенность обучением, успешность завершения курсов… Однако значения этих метрик не позволяют сделать выводы о достижении бизнес-целей. А поскольку цели у компаний разные, то и ключевые показатели у корпоративных университетов разные. В одном случае это будет скорость и стоимость подготовки сотрудников по ключевым позициям, а в другом случае — динамика показателей, связанных с выходом компании на новые рынки. 

— Сколько стоит создание корпоративного университета и когда происходит возврат инвестиций в обучение? 

— Это зависит от компании, ее масштаба и амбиций. В 2022 году Высшая школа экономики провела исследование корпоративных университетов и пришла к выводу, что средний годовой бюджет корпоративных университетов составляет 1,15% фонда оплаты труда. При этом, как я уже сказал, современные технологии позволяют создавать курсы с использованием цифровых платформ и тем самым снижать расходы на поддержку университета. Возврат инвестиций в обучение может произойти уже после первого года работы университета. 

— Можете привести пример?

— Если корпоративный университет быстро подготовит нужных компании специалистов редкого профиля, тем самым он сократит расходы на поиск и подбор таких специалистов и ускорит выпуск новых продуктов на рынок. 

— Как компании оценивают эффективность работы корпоративного университета?

— Нет единой формулы для оценки инвестиций в работу корпоративного университета. Эффективность инвестиций оценивается в зависимости от того, как университет помогает компании добиться значимых для нее целей, таких как продуктивность сотрудников, их вовлеченность в работу, вывод новых продуктов на рынок и т.д. 


Практикум

Для того, чтобы понять, нужен ли вашей компании корпоративный университет, задайте себе несколько вопросов:

1️⃣В вашей отрасли происходят быстрые изменения? 

2️⃣Для бизнеса в вашей отрасли важна высокая конкурентность?

3️⃣Для бизнеса вашей компании критически важен человеческий потенциал?

4️⃣Находится ли ваш бизнес в процессе трансформации?

5️⃣Собственники вашего бизнеса готовы принять корпоративный университет в качестве участника стратегического процесса?

6️⃣В вашей компании есть эксперты-носители знаний, критически важных для бизнеса?

7️⃣Есть ли на рынке труда нехватка в кадрах с необходимой вашему бизнесу экспертизой? 

Если на все вопросы вы ответили «Да», у вас есть предпосылки для создания корпоративного университета. Если же на некоторые вопросы вы ответили «Нет», скорее всего вам не нужно создавать корпоративный университет: может быть, потребность в нем еще не созрела, либо особенности менеджмента в вашей компании таковы, что в ней пока нет места для корпоративного университета.