Коллективный разум
Дмитрий Сажин, редактор
Россияне за рубежом развивают сообщества и создают новые способы коммуникации
В первой половине 2022 года мобильность россиян по ряду причин возросла. В новых для себя местах граждане нашей страны встречаются с похожими проблемами: поиском жилья и работы, языковым барьером, новыми законами и ограничениями. Здесь им на помощь приходят не только проверенные временем методы общения, но и новые стихийно возникающие форматы.
Редакция Forbes Club поговорила с экспертами и участниками форумов и телеграм-каналов о том, чем именно привлекают россиян наиболее популярные для переезда страны, как вновь созданные сообщества помогают им адаптироваться и почему говорить о полноценной русской диаспоре в этих странах пока затруднительно.
На родине танго
С начала года популярность среди россиян набирают страны Латинской Америки, в частности, Аргентина.
Аргентина привлекает россиян тем, что жить в этой стране относительно недорого и безопасно. Миграционная политика позволяет получить гражданство за пару лет десятками способов, тем самым открывая безвизовый доступ в 170 стран, включая Европу, Японию и Новую Зеландию. А высокая инфляция и риск очередного дефолта лишь играет на руку финансово независимым россиянам, работающим на международные компании.
За последние несколько лет усилиями наших соотечественников в Аргентине была создана полноценная экосистема блогов, чатов и компаний, способных помочь прибывшим или только планирующим переезд россиянам.
По словам основателя одного из крупнейших русскоязычных порталов в Аргентине RuArgentina и бывшего российского журналиста Кирилла Маковеева, его сеть блогов в стране началась с рекламы экскурсий, а резкий скачок активности произошел в начале 2020 года.
«Я переехал в Аргентину семь лет назад, — рассказывает Маковеев. — Тогда тут было три-четыре русскоговорящих гида, две группы в соцсетях и один русскоязычный форум. Больше никакой инфраструктуры. Спустя год я запустил проект RuArgentina, на котором была афиша моих экскурсий и блог с комментариями».
Затем, по словам Маковеева, на сайте начали появляться новые разделы и проекты. Таким образом были созданы компании «Роды в Аргентине», «Иммиграция в Аргентину» и «RuArgentina.Новости». Расширение дало свои плоды: в карантин 2020 года форум вошел с пятью тысячами посетителей в месяц, а вышел с пятнадцатью тысячами. «По сути наш проект – единственное русскоязычное СМИ в Аргентине», — добавляет журналист.
Чтобы привлекать на сайт новых читателей, три года назад проект запустил сеть каналов в Telegram. Сегодня экосистема насчитывает семь бесплатных чатов и два инфоканала.
«Самая обсуждаемая тема – перевод средств из России, — говорит Маковеев. — Следом идут пересылка документов и поиск жилья. Затем – изучение языка. Люди составляют таблички тарифов на SWIFT в разных банках, инструкции по купле-продаже криптовалюты, помогают с пересылкой документов. Найти жилье в чужом мегаполисе – еще одна проблема. Особенно в отсутствие русскоязычных риэлторов. В последние месяцы некоторые испаноговорящие соотечественники начали искать в сети привлекательные варианты жилья и помогать с арендой за приемлемую комиссию. В результате все довольны.
Учить язык тоже непросто. В прошлом году мы с моим бизнес-партнером запустили курс аргентинского испанского языка для иммигрантов, а в феврале спрос на него стал таким огромным, что мы еле справились с нагрузкой».
До весны 2022 года число читателей блога составляло 500 человек. Теперь аудитория приближается к трем тысячам, что для далекой от России Аргентины большой скачок. С мая рост числа участников затормозился, в июне стал таким же, как в январе — медленным и качественным. «Все меньше людей находят Аргентину спонтанно, все больше – целенаправленно», — резюмирует Кирилл Маковеев.
Тем не менее, по его мнению, российская диаспора в Аргентине только начинает складываться: «Русскоязычная диаспора до весны 2022 едва ли существовала. До этого все что было русского в Аргентине – это ряженые продавцы пельменей в кокошниках и околопосольская тусовка «помощников». Остальные мигранты были разрозненными и разобщенными, на «диаспору» смотрели с ужасом или отвращением. Впереди огромная работа по полноценному оформлению полноценного сообщества».
Звезда Востока
Россияне стали чаще обращать внимание на страны бывшего СССР, в частности, на Узбекистан. Это крупная и относительно недорогая страна с высокой долей русскоязычного населения, простой миграционной политикой и развивающимися условиями для расширения бизнеса.
За последние полгода Узбекистан стал «тихой гаванью» для многих специалистов, в которой осуществлению многих проектов помогает профессиональное сообщество.
Директор по развитию «Апостроф-медиа» Татьяна Ананьева-Коваль в интервью Forbes Club рассказала, что наличие деловых связей сыграло важную роль при выборе Ташкента в качестве места для релокации бизнеса: «Для нас решение о том, куда переезжать, было быстрым и однозначным. Мы в течение пяти лет работаем с Узбекистаном – в частности, по проекту HR-премии EMBRAS, расположенной в Ташкенте. Адаптация прошла достаточно быстро – в этом помогли наши партнеры и просто разные люди, с которыми мы успели познакомиться за эти месяцы».
Telegram – главное средство коммуникации в Узбекистане. И для экспатов тоже, не в последнюю очередь благодаря целой сети каналов с полезной информацией, говорит Татьяна Ананьева-Коваль: «Есть один централизованный ресурс – Telegram-канал «Релокейшн в Узбекистан». Он очень популярен как среди переезжающих, так и среди местных. Там собрана полезная информации и есть несколько чатов, где можно найти ответ почти на любой вопрос. Там же происходит поиск друзей, организуются специальные встречи сообщества релокантов.
Для поддержки приехавших специалистов из России существуют группы по профессиональным сферам: HR, IT, Agile, маркетингу и многим другим. Плюс стали проводиться бизнес-события, на которых всегда можно обрасти новыми профессиональными и личными контактами».
Новый приток специалистов из России способствует росту многих привычных сервисов в стране и развитию полноценного российского сообщества.
«Россияне здесь общаются не только между собой, но и интегрируются в среду, что позволяет формировать новые подходы у бизнеса в разных сферах: от культуры и образования до банковской сферы. — добавляет Ананьева-Коваль. — Отдельно выделю тему коворкингов – на эти пространства тоже появляется спрос».
Однако, несмотря на то, что уже несколько лет в Узбекистане действуют программы привлечения специалистов, уровень заработной платы по большинству позиций остается ниже, чем в Москве и других крупных городах России, отмечает эксперт.
Ближний Восток становится ближе
Важную роль профессиональных сообществ отмечают и россияне в ОАЭ.
ОАЭ традиционно вызывают пристальный интерес у российских предпринимателей. Во многом это объясняется почти полным отсутствием корпоративных налогов (кроме НДС в размере 5%) и низкими таможенными пошлинами – не выше 5% (за исключением табачной и алкогольной продукции).
Стабильный курс дирхама и прямое авиасообщение с ведущими странам мира также повышают привлекательность Эмиратов. Однако несмотря на то, что 90% населения составляют экспаты, в укладе жизни, традициях ведения бизнеса и законодательстве страны есть множество нюансов, в которых россиянам необходимо разбираться.
Специалист по Executive Search Ирина Баранова сообщила Forbes Club, что среди прибывших в ОАЭ российских предпринимателей горизонтальная кооперация играет значительную роль: «Россияне знакомятся, вступают в сообщества, оказывают помощь друг другу. Вообще, роль сообществ в Арабских Эмиратах очень велика. Роль социальных связей в условиях изменяющегося мира вообще возрастает».
Одним из коалиционных проектов стало архитектурное объединение Celery Group, в которое вошли четыре российские компании: Asadov, Megabudka, Angstrom Bureau и Nort.Design. Своей целью участники называют расширение представительства в Дубае.
Архитектор Артем Укропов из бюро Megabudka рассказал изданию, что рынок недвижимости ОАЭ продолжает расти и требовать качественной экспертизы, которую проще оказывать вместе: «На данный момент около 95% объектов недвижимости в Дубае не обладают исключительной художественной выразительностью и морально устаревают, открывая тем самым простор для архитектурного творчества».
Он пояснил, что в Арабских Эмиратах есть особенности регулирования рынка – здесь не выдают новые разрешения на строительство, пока не проданы имеющиеся объекты, и тщательно следят за ценовой ситуацией на рынке недвижимости. Все эти детали без помощи профессиональных объединений значительно усложнили бы развитие проекта.
За стеной Кавказа
Среди всех стран постсоветского пространства Грузия лидирует в мировых рейтингах экономической свободы и защиты частной собственности. Страна проводит сбалансированную политику, поддерживая экономическое партнерство с Европейским союзом, бывшими советскими республиками, Китаем, Турцией и США. И что немаловажно – предоставляет россиянам наибольший из возможных сроков безвизового пребывания.
Популярным форматом объединения россиян становится личный блог. Михаил Петров, автор канала в Tik-Tok с аудиторией 280 тысяч подписчиков, рассказал, как его канал в Telegram на 26 тысяч подписчиков помог ему при адаптации в Грузии:
«С помощью ребят из Тбилиси в своем чате я недавно узнал, как перевести валюту на местную карту. Без них я думал, что это невозможно, и придется снимать деньги в лари. Также в нашем локальном чате мы часто находим компанию для походов на разные фестивали, просто погулять, собираемся играть в настольные игры. Кто-то находит себе соседей».
Важную роль в Грузии играют традиционные методы поиска поддержки: «Приложения для знакомств помогают. Тематические чаты в Telegram. Чаты с поиском соседей – это настоящий спасательный круг. Благодаря одному из таких чатов я нашел, где и с кем арендовать жилье. Также есть сообщества для любителей велосипедов, беседы, где ребята устраивают уборку на природе. Существуют каналы, которые организуют мероприятия в поддержку беженцев. Социальные сети тоже помогают. Часто вижу, как люди просто обмениваются советами, вопросами о жизни, финансах, договариваются о передаче посылок».
Однако говорить о создании полноценного русскоговорящего сообщества пока рано, считает Михаил Петров: «Скорее формируются комьюнити по интересам или кластеры знакомств. Нет такого, чтобы россияне собирались в православном храме и формировали единое комьюнити. Потому что русскоязычные общаются, в основном, с русскоязычными и делают это в своем сформировавшемся круге общения».
Материал был опубликован в сентябрьском номере журнала F Club в 2022 году