Реклама Forbes Club

Криптолюди

Алексей Макурин, журналист

Кто идет в мир блокчейна, и почему теневые сообщества трейдеров биткоина стали образцом открытости и дружелюбия

Путь лидера

В 20 лет студент Сергей Хитров заработал свой первый миллион долларов на интернет-рекламе, а в 2017 году резко поменял направление бизнеса. «Я понял: если заняться криптой, можно стать долларовым миллиардером, и начал делать разные продукты, чтобы влиться в эту тусовку. Но я не знал тогда почти никого, кто занимался биткоином и блокчейном», – вспоминает предприниматель. С учетом полулегального статуса криптовалют, разобраться в зарождающемся рынке было непросто. И тогда, чтобы понять кто есть кто, Хитров провел в Санкт-Петербурге первую конференцию Blockchain Life.

С тех пор на этой площадке встретились и перезнакомились больше 20 тысяч профессиональных разработчиков, майнеров, любопытствующих новичков и инвесторов из других бизнес-сфер. Конференция проходит теперь дважды в год в Москве и Сингапуре и включено в топ мировых криптособытий. Каждое мероприятие собирает 6-7 тысяч участников. А Хитров стал одним из лидеров российской крипты: построил суперуспешный проект Listing.Help – самое крупное в мире агентство, которое помогает выводить на биржи новые токены, – и учредил инвестиционный фонд Jets.Capital.

Похожий путь у Ольги Дворецкой – организатора первого в России аукциона по продаже картин за биткоины, основателя NFT Academy, где обучают запуску цифровых арт-проектов и инвестированию в цифровое искусство. Первоначально Дворецкая проводила светские вечеринки, продвигающие художников «из реала», но в крипте быстро стала своей. Художники и коллекционеры, которых в 2017 году собрал аукцион СryptoShark, сегодня составляют ядро закрытого сообщества NFT Gods. Всего в этом сообществе примерно 200 человек.

«Самое главное в крипте не программирование, а сообщества. У людей, которые знают, как их создавать и разъясняют, как пользоваться новыми цифровыми технологиями, больше влияния, чем у всех программистов вместе взятых», – утверждает Дворецкая.

Беспрецедентная роль комьюнити в криптобизнесе сформировалась не только благодаря тонкостям маркетинга и неформальной среде, где он зародился. Покупатели биткоина, эфира и прочих цифровых валют фактически являются акционерами этих проектов. При этом блокчейн дает им возможность общаться друг с другом онлайн напрямую, а не через бюрократическую надстройку в виде правления или совета директоров. «Можно сказать, что рынок блокчейна – это рынок сообществ. Каждый проект стремится собрать вокруг себя как можно больше лояльных приверженцев», – говорит об этом феномене основатель и гендиректор Maff Ecosystem, организатор сообщества креаторов метавселенных Алексей Помыканов.

Клубы знакомств

Сколько сообществ, вовлекают в свою жизнь россиян? Посчитать невозможно. На различных блокчейнах создано больше 10 тысяч криптовалют, которые продаются по всему миру, – такие данные приводит сайт investing.com. Приверженцы каждой имеют как минимум чат для общения на английском, и в каждом чате могут быть зарегистрированы криптоэнтузиасты, связанные с Россией.

Центры сообществ – блоги, каналы в мессенджерах Telegram и Discord. Аудитория русскоязычных подписчиков в самых известных сообществах превышает 100 тысяч. Самая распространенная тема – торговля цифровыми монетами.

Крупнейшее сообщество майнеров – специализированная площадка в Telegram по покупке видеокарт и прочего оборудования. На ней зарегистрировано почти 207 тысяч человек. Инвесторов в децентрализованные финансы объединяет клуб DeFi Hardcore, созданный Романом Кауфманом. Он проводит встречи и в реальности, и в интернете. Есть свои фанклубы в соцсетях у поклонников GameFi – игр на блокчейне, позволяющих зарабатывать. Последний хайп в этой области – игра в покупку виртуальных кроссовок STEPN. 39 тысяч человек, интересующихся цифровым искусством, собрал на своем телеграм-канале моушен-дизайнер под ником Brikspacer.

Местом притяжения блокчейн-разработчиков выступают каналы, на которых Etherium, Solana, Fantom и другие платформы объявляют хакатоны с солидными призовыми. В поиске идей для приумножения капиталов бизнес-инвесторы собираются в закрытых клубах, которые объединяют от 200 до 500 человек.

Нередко один человек присоединяется к нескольким типам комьюнити. Из участников конференции Blockchain Life 65% причисляют себя к частным инвесторам и представителям инвестиционных фондов, 34% – к майнерам, 31% – к криптотрейдерам, 9% – к стартаперам, 7% – к разработчикам блокчейн-проектов. При этом у 28% есть бизнес в какой-то другой сфере.

Обычное дело, когда виртуальное общение переходит в живое. «За прошедшее лето я насчитал в Москве 6-7 конференций по криптотематике, – подтверждает Помыканов. –  То тут, то там проходят митапы – короткие неформальные встречи. Собираются 20-30 человек, едят пиццу, курят кальян, обсуждают новости – и так знакомятся».

Темы разговоров: новые способы заработка, взлеты и падения монет, решения государства, плохие и хорошие токены. В криптосреде масса фейков, дутых проектов и фишинговых сайтов. Сориентироваться бывает непросто, и общение – один из спасительных способов. «Чтобы обеспечить безопасность инвестиций в криптовалюте главное – состоять в сообществе, обсуждающем эту проблему», – считает Дворецкая.

Изредка случается, что общение на профессиональные темы выливается в благотворительные акции. «Евангелист из Twitter Андреас Антонополус много рассказывал о том, что такое биткоин, – вспоминает основатель компании Algalon Алексей Антонов. – Один нелюбимый всеми криптобизнесмен его публично поддел: мол, всех учишь, а сам ничего не заработал. В ответ сообщество вступилось за этого блогера. Люди из разных стран, включая Россию, начали вспоминать, как сами заработали благодаря его советам, и сообща накидали ему биткоинами полтора миллиона долларов».

Один из многих

Типичный представитель криптотусовки – мужчина 25-35 лет, работающий в IT, интернет-маркетинге, медиа или финансах. Майнеры постарше: 35-45 лет. С появлением технологии NFT добавились художники и музыканты, которые в своей массе моложе: 20-25 лет.

«Самое многочисленное криптокомьюнити – в Москве. Но многие его представители месяцами живут в за пределами России – в Дубае, на Бали, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе», – описывает Помыканов стиль жизни своих знакомых. Но чтобы вести такую жизнь, надо сначала преуспеть. «Из страны в страну переезжают только 10% криптовалютных предпринимателей и инвесторов с самыми большими доходами. Остальные остаются в России и просто ищут дополнительные возможности для заработка, часто вложив в крипту меньше $100», – считает Антонов.

Вызывает дискуссии и количество членов криптосообщества. Официальные цифры в апреле 2022 года назвал премьер Михаил Мишустин: криптокошельки открыли уже больше 10 млн молодых людей. Оценка Сергея Хитрова: минимум 15 млн. «Но сам по себе факт наличия кошелька мало что означает, – обращает внимание Алексей Помыканов. – У одного человек может быть несколько кошельков, как и счетов в разных банках. Многие заводят кошелек из любопытства, а потом им не пользуются. Или делают единичную инвестицию. Активно работают с токенами в России, наверное, несколько миллионов человек».

Точнее всего выглядят статистика майнинга, масштабы которого можно отследить по потреблению фермами электроэнергии. По оценке Хитрова, сегодня в этот бизнес вовлечено больше 300 тыс. россиян.

Ценности и амбиции

Вкладывая деньги и силы в крипту, люди добиваются разных результатов. Но в чем-то они похожи. Они – новаторы. Эти люди более свободны, более ответственны в своих экономических решениях, чем сегодня в среднем по России. «По своему развитию крипта сейчас на том уровне, на котором был интернет в 1998-99 годах. Ее полезность для решения реальных проблем криптосообществу еще предстоит доказать, – считает Хитров. – И при этом блокчейн – это не просто цифровая технология. Это среда, где нет единого центра управления, и каждый волен делать свой выбор. Криптопроекты осуществляются на основе смарт-контрактов, которые люди и организации напрямую заключают в интернете друг с другом. Все демократично, открыто, прозрачно. Такое невозможно, когда один человек или компания подчиняют себе всех остальных. Это совершенно новый опыт, который не получишь, работая в обычных компаниях, где господствуют управленческая вертикаль и царит атмосфера секретности».

С этой точки зрения криптосообщество – прообраз нарисованной теоретиками бизнеса экономики будущего: максимум горизонтальных связей, максимум доверия, минимум посредников, минимум потерь на транзакциях, максимум эффективности. Но, судя по всему, двадцатилетние криптомиллионеры из России не замахиваются на то, чтобы через 10-15 лет стать лидерами новой российской экономики. Пока они просто зарабатывают.

«Российская криптоиндустрия не хочет выходить из тени, – описывает настроение своих коллег Хитров. – Предприниматели боятся, что легализовав свои операции, они будут большую часть времени заниматься не развитием бизнеса, а отчетами перед госорганами и обеспечением условий для работы «по белому». Большинство лидеров российской теневой криптоиндустрии уехали в страны, где таких сложностей нет. Особенно усилился отток за рубеж, когда в мае 2020 года в Госдуме появился законопроект, полностью запрещающий криптовалюты».

С тех пор отношение государства к криптоидустрии потеплело. Самые одиозные нормы из законопроектов исчезли. В Минэкономразвития и Минфине стала чаще звучать идея задействовать блокчейн в реальной большой экономике. Самая громкая из последних – создание платформы, позволяющей напрямую переводить деньги в дружественные страны и не зависеть от системы SWIFT, от которой Россию отключили страны недружественные. Но готово ли активно включиться в реальные проекты российское криптосообщество?

«Русских специалистов, знающих как на блокчейне решать разные задачи, немало. Но самые успешные из них делают международные сервисы. Маловероятно, что они согласятся ограничиться только Россией, – считает Антонов. – С другой стороны, в России есть инвесторы, готовые развивать отечественный блокчейн-рынок. Если государство захочет с ними работать – они откликнутся. И тогда, возможно, созданием прикладных российских приложений для финансов, недвижимости, торговли займется новое, более молодое поколение наших криптопредпринимателей».

Лоббисты и амбассадоры

«Блокчейн-проекты, связанные с оказанием услуг, не появятся в России до тех пор, пока государство не легализует расчеты в криптовалютах и их обмен на обычные деньги, — обнажает корень проблемы Хитров. — Недостаточно официально разрешить майниг, как сейчас планируют законодатели. В этом случае мы будем добывать и экспортировать криптовалюты точно так же, как сейчас экспортируем нефть. А мы должны стать страной, экспортирующей цифровые технологии на блокчейне».

Свою позицию лидеры криптосообщества озвучивают на советах и комитетах по цифровой экономике, созданных при органах власти. Представители министерств и госкорпораций участвуют в блокчейн-конференциях. Но позиции сторон сближаются очень медленно. И отчасти в силу того, что лоббировать свои интересы перед государством криптоиндустрия еще не научилась. По оценке экспертов, которых опросил Forbes Club, в России пока нет организации, способной говорить с властью от имени всего криптосообщества.

«Есть предприниматели старшего поколения, неплохо заработавшие в интернете в прошлые годы. Они хорошо знают, как устроена государственная машина и технологическое предпринимательство. Но они не понимают в крипте, – характеризует разные группы переговорщиков Антонов. – А на другом полюсе – люди, которые 24/7 живут на крипторынке, но плохо себе представляют, как сочетать решение собственных проблем с проблемами государства. Когда слышишь выступления владельцев популярных обменников криптовалют, кажется, что им важно только получить лицензию, а вопросы, связанные  с регулированием покупки крипты населением, им не интересны. Я считаю: чтобы наладить результативный диалог с государством и добиться легализации криптовалюты, нам надо для начала понять, кто мы, чего хотим добиться на рынке России. И после этого начать выстраивать общую политику».

Материал был опубликован в сентябрьском номере журнала F Club в 2022 году