Реклама Forbes Club

Как удержать штурвал во время шторма?

Борис Паньков

Основатель и генеральный директор компании Omnicomm

Эксперт

Если кажется, что океан обрушивается на вас и палуба уходит из-под ног, — не паникуйте и принимайтесь за антикризисную стратегию

Спасатели говорят, что люди тонут, впадая в панику, а не оттого, что физически не могут выплыть. За четверть века существования моей компании (это среднего размера производственный IT-бизнес) я получил большой опыт в преодолении разного рода кризисов. В острой ситуации легко погрузиться в отчаяние, но в таком состоянии невозможно действовать рационально. Первоочередная задача — сохранить голову холодной. В кризис происходит перераспределение ресурсов, и решения должны быть взвешенными — от этого зависит, удержитесь ли вы на плаву.

Дозируйте информацию

О чем вы в первую очередь думаете, когда ваш ребенок задерживается и не отвечает на звонки? Конечно, предполагаете худшее. СМИ отчасти паразитируют на ваших страхах. Вы расплачиваетесь временем, которое проводите за чтением новостей. Помните, что идет информационная война и первой жертвой такой войны становится правда. Конечно, нужно быть в курсе происходящего — но не накручивайте себя. Ограничивайте поток информации и обращайтесь только к тем источникам, которым полностью доверяете.

Жизнь держит в тонусе

Оглянитесь назад. 1991-й, 1993-й, 1998-й, 2008-й, 2014-й, 2020-й… У каждого из этих кризисов были свои причина и динамика. По опыту прошлых лет можно предположить, что к концу весны мы будем представлять себе масштаб инфляции. Решится вопрос с зарубежными платежами. Например, заработают обходные каналы.

Сейчас ситуация лучше, чем была в 1990-е: у нас рыночная экономика. Не без нюансов, но рыночная. В отличие от плановой, она значительно более гибкая.

Бизнес как вода — всегда найдет путь. Да, в результате санкций мы станем беднее. Сократятся рынки, на которых мы работаем. Все станет дороже, но множество компаний выиграет на построении логистики. Помните белорусские креветки после 2014 года? Теперь у нас будут казахские чипы. Появятся новые возможности, например квалифицированный труд российских специалистов станет привлекательнее по стоимости для зарубежных заказчиков, особенно когда курс рубля придет к привычным значениям.

Наиболее драматичные обвалы произойдут на рынке товаров длительного пользования и в секторе B2B. Продукты повседневного спроса, которые производит малый и средний бизнес, сохранят актуальность. Госзаказы тоже никуда не денутся. А значит, надо приводить бизнес в соответствие со спецификой рынка.

Санкции не навсегда

Многие западные транснациональные корпорации избегают сотрудничества с Россией. Но страны Азии и Ближнего Востока не так категорично настроены. Через полгода, когда проявятся все последствия экономических и политических решений, отношение Запада может смениться с ненависти на сочувствие.

Ориентированный на прибыль мировой бизнес не заинтересован терять российскую территорию, особенно когда процессы уже налажены. Сперва поставки будут осуществляться через посредников, а потом и сами бренды прямо или косвенно вернутся в Россию.

Скорость этого процесса зависит от политиков. Сейчас власти России поддерживают бизнес льготами. Политики Европы видят рост стоимости газа и понимают, что надо притормозить. Ресурсы России значимы для глобального рынка, и отмахнуться от них сложнее, чем кажется. Мой прогноз: товарные потоки частично восстановятся, частично мы будем жить с другим набором товаров и услуг.

Мы не станем Ираном или Венесуэлой

Посмотрите на Иран: политики не договорились, эмбарго введено, банки отключены, но на внутреннем рынке появились продукты и услуги, созданные внутри страны или в государствах, которые продолжают торговые отношения с Ираном. Мир считает, что Иран — изгой, автаркия. Однако это не значит, что иранская экономика исчезла — она просто стала другой.

Другая проблемная страна — Венесуэла. Здесь острый период кризиса длился полгода, потом экономика стабилизировалась.

Я привожу эти примеры, но не считаю, что у нас будет такая же инфляция, как в Венесуэле. Или мы будем столь же закрытыми, как Иран. Из-за высоких рисков в России будут эффективны короткие торговые операции с высокой маржой. Инвестпроекты станут с меньшим горизонтом планирования.

SWOT: ликвидировать нельзя развиваться

SWOT-анализ позволит оценить ситуацию с разных сторон. Каковы индустриальные угрозы и возможности? Каковы сильные и слабые стороны вашей компании? Что может вас усилить или ослабить?

Задача — уменьшить влияние угроз и максимально использовать возможности, развивая преимущества и нивелируя недостатки. В результате вы определите группу перспективных проектов и решите, в какой из них имеет смысл входить.

Если же анализ покажет безрадостную картину, примите адекватные меры. Недавно я услышал фразу: «Некоторых бизнесов в России уже нет, но владельцы об этом еще не знают». Если очевидно, что перспектив для развития нет и спасение не имеет смысла, приступайте к ликвидации. Продление агонии сулит потерю денег. Потому продайте ликвидные активы сразу. Переждите кризис и начните новое дело, когда ситуация изменится.

Личный опыт: задание на завтра

Проанализировав риски, я начал выстраивать антикризисную стратегию компании и готов рассказать коллегам по Forbes Club ее основные идеи. Структура плана включает несколько проектов, и у каждого есть значимые параметры: сроки, ресурсы, риски.

Инвестировать в расширение сбыта на зарубежных рынках, чтобы компенсировать потерю части объемов в России. У компании есть инфраструктура и сбытовая сеть. Мы работаем в 113 странах мира и планируем увеличивать охват.

Наши технологии нужны людям: с ними ездят машины скорой помощи, перевозят продукты питания. Компания будет продолжать работу в России по этим важным направлениям и постарается занять нишу, которую освободили западные коллеги.

Менеджмент компании станет более внимательно смотреть на инвестпроекты, а значит, более эффективным.

Сжимаясь, важно не потерять ключевые компетенции. Сильное звено компании — российские разработчики, люди, которые создают продукты, это ключевой актив компании. Я его берегу как зеницу ока. Именно с ним можно биться за успех в глобальном мире.

Текст был опубликован в майском номере журнала Forbes Club в 2022 году